Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

среда, 15 декабря 2010 г.

Размышление о творческих заданиях

Бродила по просторам Интернета в поисках новой идеи для создания творческого задания по биологии и наткнулась на форум, на котором обсуждался вопрос : "Нужны ли в школе творческие задания?" Пишут мамочки и еще кто-то, пожелавший остаться неизвестным : 
Ненавидела в школе эти т.н. "творческие задания"... Нельзя заставить творить насильственно. Кто-то одарен и имеет к этому тягу - добро пожаловать в литературный кружок. А дети, одаренные в других направлениях, не должны фары получать только потому, что училка возомнила себя передовиком образовательного департамента.
помню. нам в 5 классе надо было стихи на инглише сочинять. ну неужели нельзя нормальное задание придумать??? ребёнку на завтра кучу уроков учить+у многих кружки-секции. даааа...бывают такие .... училки. 
Прочитала еще десяток таких высказываний и совсем грустно стало.  Вопрос о творческой деятельности ребенка - один из самых обсуждаемых в современной педагогике. Творчество сопоставляется с деятельностью нетворческой, воспроизводящей, копирующей, повторяющей уже известные образцы вещей, идей, действий. Многие учебники изобилуют подобными заданиями. Стоит лишь открыть рабочие тетради на печатной основе по биологии некоторых авторов и первое, что бросается в глаза: картинка из учебника скопирована в рабочую тетрадь, а задание состоит в подписывании частей этого рисунка. Если ребенок и его родители не идиоты, то задание за 5 минут сделано, а значит с учителя можно потребовать отличную оценку! Прибавилось ли знаний и умений у ребенка!? Надеюсь, что именно за этим родители отправляют свое дитё в школу. Думаю, что нет. Приращение знаний происходит лишь при их применении в нестандартных или новых ситуациях, через творческую работу с приобретенными знаниями. А проявлением творческой деятельности может быть не только новый результат, но и новый путь достижения известного результата. 
История говорит о том, что в жизни общества и отдельного человека, постоянно появляется что-то новое — новые технологии, новые научные идеи, новые формы  общения (Как сейчас популярны социальные сети, о которых еще 10 лет назад мы и не думали!) и т. д., можно считать творческой всю деятельность человечества. Это не значит, что каждый вид деятельности творческий, но элементы творчества присущи многим из них. Получается следующее: без творческих заданий мы не можем научить ребенка мыслить по-новому, адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям времени.
Еще один аргумент: в заданиях ЕГЭ, к примеру по обществознанию, от выпускника требуется прокомментировать высказывание известного человека по философии, экономике и др. Если мы не научим школьника высказывать свои мысли, облекать их в лаконичную и емкую форму, то не будет и окончательного результата в виде приличного балла ЕГЭ.
Для составления подобных заданий по естествознанию и биологии коллекционирую интересные цитаты, предлагаю, к примеру, вот такие:

1.      Великий гуманист 20 века Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаем, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность и мы с ней связаны».

2.      Известный биолог А.Г. Банников так образно охарактеризовал масштабы воздействия человека на природу: «Чтобы поджарить яичницу, нет необходимости поджигать дом. Именно так поступает человек, вырубая на древесину тропические леса, уничтожая целые виды животных».


3.      В.И. Вернадский, основоположник учения о биосфере писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».

4.      Высказывания члена-корреспондента Российской АН Н.Н. Моисеева: «Мощь цивилизации такова, что современное человечество подобно Гулливеру, который очутился в хрустальной лавке лилипутов. Одно неосторожное движение – и все созданное великолепие превратится в никому не нужные осколки».

На каждом уроке, читая ли басню, решая ли задачу, составляя ли кластер, идет сложная и кропотливая работа, через которую дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, самостоятельно открывать знания, так необходимые для дальнейшей жизни.

3 комментария:

  1. Спасибо, Вам, Ирина! Интересно было почитать, сама биолог и люблю творческие задания! Вот в данный момент проводим на кафедре неделю естественных наук, и я предлагаю ребятам проект "Биология по-японски"! Вот не знаю какая будет реакция))), но эти скучные тесты мне уже надоели, светит солнце и хочется что-нибудь интересненькое сделать для ребят! Буду ждать реакции, как бы не вышло как в Вашем сообщении "бывают же такие училки..." Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Заходите ко мне в блог! http://vasilieva-bio.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная идея "Биология по-японски"! Мне тоже нравится входить вместе с ребятами в диалог культур, а не только решать тесты. Готовимся к апрельской неделе наук, посвященной 300-летию Ломоносова. Надеюсь, что напишу интересненькое. В гости, непременно пойду. "Кто ходит в гости в Интернет, тот поступает мудро!"

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...