Впервые об экспедиции известного российского ученого Петра Палласа на территории Курганской области услышала еще будучи студенткой Курганского государственного педагогического института от замечательного преподавателя геологии Галины Федоровны Азевой. Галина Федоровна и сейчас работает в Курганском государственном университете, прививая молодым интерес и уважение к истории своего края. Несколько лет назад я рассказывала своим ученикам о путешествии Палласа, ребята высказали предложение проиллюстрировать страницы книги Палласа о Курганской области и показать в фотографиях и рисунках, что же он увидел и описал.Так родился проект "По следам экспедиции Палласа". Предлагаю небольшие выдержки из нашего проекта, думаю, что этот материал будет интересен учителям географии, биологии как краеведческий аспект преподавания.
В 1768—74 гг. Петр Симон Паллас возглавил экспедицию Петербургской Академии Наук в центральную область России, районы Нижнего Поволжья, Прикаспийской низменности, Среднего и Южного Урала, Южной Сибири (Алтай, Байкал и Забайкалье). Отрывок из книги П.С. Палласа, «Путешествие по разным местам Российского государства», написанной им по результатам экспедиции, посвящен путешествию по территории, которая входит в состав современной Курганской области.
Дорога отсель к Чумляцкой слободе лежит ровною, плодоносною и березняком обросшею степью, которая инде выгорела. Верст через 5 или 6 приедешь к прекрасному, на ровной плоскости лежащему с островом озерку Селлакуль, имеющему в окружности более 12 верст, в котором, несмотря на песчаное дно, есть прекрасные окуни и караси. Чебаков в нем нет, а водятся [Стр. 24] они в лежащем к югу озере Щучьем, принадлежащем к Чумляку. К вечеру приехал я к нарочитой речке Чумляку, чрез которую переправясь на плоту прибыл я в слободу, по реке Чумляцкою называющуюся (Чумляцкая крепость, 20 верст).
Весь день была нам увеселением растущая повсюду кустами Сибирская ветреница (Anemone patens).Сибирская ветреница (Anemone patens). |
Но я сих цветов от Челябы до самой реки Иртыша, где она почти по всем полям, на которых земля не очень солона, в великом множестве растет, не видел иначе, как только бледножелтых или белесоватых, очень редко бледнокрасных, а синих никогда, хотя они обыкновенно по теплым местам около Урала и Волги по большей части такого цвета бывают. Между оною увидел я два особливых выродка, которые редко попадаются. У первого внешние три листочка узенькие, бледнозеленые и составляют цветок о трех листочках с разделенною на трое чашечкою. У второго, внешние листочки шире обыкновенных, а из внутренних каждый разделяется так сказать на три узенькие язычка, из которых средний несколько длиннее прочих. Когда сии цветы в полном цвете, то распускаются они при восходе солнца, наклонившись к востоку, оборачиваются таким образом по течению солнца; наконец дошед до заката онаго становятся впрямь, свертываются и остаются во всю ночь опять до восхода. В холодную, пасмурную и дождливую погоду они совсем не развертываются. В Сибири [Стр. 25] она повсюду называется ветреницею. Она мужикам очень известна, ибо молодые парни при рекрутском наборе, для избежания солдатства, истерши ее в порошок, прикладывают на тело, потому, что она нарывает и от того на разных местах по телу высыпают вереды, почему при осмотре яко неспособные к службе и бывают оставляемы. Сказывают, что за ниемением сей травы употребляют они в таком случае также и чеснок. Вышедшие на тело нарывы они весьма легко вылечивают, накладывая на оные воск. Мужики также хвалят отвар оныя травы для корчи, случающейся у малых ребят.
Adonis apennina |
Кроме сей ветреницы, испещряла также луга Adonis apennina, которая чем далее по Сибири к востоку, тем свойственнее и лучше становится; напротив того Adonis verna, которая ранее отцветает и о теперешнюю пору уже семенится, не только что не растет в великом множестве, но также не столь велика и красива. Итак, различие между двумя цветами весьма приметно и состоит в следующем: на Adonis apennina листья чаще, нежно разделены и правильнее, а на другом они реже, шире, длиннее и не так часто разделены; первого роду это растение было совершенно гладкое, но только цветочная чашечка извне мшиста, у другого же самый стебель шероховат, а цветочная чашечка напротив того гладкая, да к тому же длиннее и уже, листочки у [Стр. 26] Adonis apennina почти вдвое долее и шире, цвет имеет лучше и во всех частях крепче, а число листочков как того, так и другого роду не всегда одинаково. Оба рода сего растения, а особливо первый, крестьяне называют стародубкою и корень его почитают за лучшее домашнее лекарство. Сказывают, что также непотребные девки, достойным наказания образом, употребляют оный корень для истребления преждевременного плода.
Горицвет весенний / Adonis vernalis L. |
Ещё один отрывок из книги:
Теперь путь мне лежал вниз по Тоболу до Царева Кургана: итак 25 числа [6 мая 1770г. по н/с] ехал я через Чаев [Гаев] исток и Тобол, чрез который едва могли переправиться по сравнившемуся почти с водою мосту, потом долиною между Кривым озером и Каменною Куриею, по нескольких же верстах перебравшись чрез маленький болотистый ручей Березовый Лог, продолжал путь материком, имеющим местами отчасти сосновые отчасти березовые рощи. Здесь распускается мошистый ракитник (Cytifus pilofus) и белоцветный таволожник (Spirca cronata) также выходил разных родов дикий чеснок (Allium angulatom, nutins, obliquum) из коих последний, мужики разводя в огородах, употребляют вместо обыкновенного чесноку.
Allium angulatom |
В березовых рощах показывался уже род малых серых сонных мышей (mus fubilis; приб: 7: 11:) [Стр. 55] с черною на хребте полосою и очень долгим хвостом, кои далее до самого Енисея в негустых березовых рощах и по всей степи не редко попадаются. Зверек сей в самую малейшую стужу залезши в малую в земле расселину или дупло и свернувшись клубком, спит до тех пор пока не оживится опять теплотою.
Источники:
http://www.am.ros.lv/index.php?ed=-1&lang=ru&page=9&upage=22&all_art=0:A
Источники:
http://www.am.ros.lv/index.php?ed=-1&lang=ru&page=9&upage=22&all_art=0:A
Продолжение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий