Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

понедельник, 14 февраля 2011 г.

Физика и поэзия, продолжение

В современном мире просматриваются две основные, рядом сосуществующие культуры: гуманитарная и технократическая. Расколу когда-то единой культуры содействовало становление точных наук, развитие техники, промышленности. И, тем не менее, многие люди в своих представлениях о мире и его познании всегда стремились к гармонии, к органическому единству научных и художественных ценностей. «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их опровергнуть», - писал Б.Паскаль.
Эйнштейн утверждал, что в научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии, настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.
Задача учителя пробудить интерес к изучению физики у детей, более склонных к гуманитарным предметам, учитывая стиль их мышления, через положительные эмоции, гармонию поэзии. Одним из педагогических приемов, позволяющих достичь этой цели, является чтение стихов, отрывков из художественных произведений.

Например, к урокам «Основные положения МКТ» (10кл), «Цепная ядерная реакция» (11кл):
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин.
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки выпущен джин.

Или к уроку «Использование ядерной энергии»:
И твердит природы голос –
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части! (А.Мартынов)

При выводе основного уравнения МКТ:
Ты разумом глубже проникни, пойми,
Что значит для нас называться людьми.
Земное с небесным в тебе сплетено,
Два мира связать не тебе ли дано? (Фирдоуси)

При рассмотрении относительности механического движения:
…И за гранью Вселенной крутящейся, что?
Если скажешь: Вселенной крутящейся вне
Лишь пустая, бездонная есть глубина,-
Объясни: относительно той глубины,
Где Вселенная? Движется ли она? (Насир Хосров, XI в)

Для урока «Развитие взглядов на природу света»:
В окно смотрели двое.
Один увидел – пыль и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.

При рассматривании относительности одновременности в качестве эпиграфа урока подходит:
Когда на облачке или цветке
Душа приют недолгий обретет,
Пред ней в сиянии небес
Тень вечности мелькнет.

При проведении уроков – конкурсов активизируют познавательную деятельность учащихся эмоционально окрашенные девизы, например:
Ищи и двигайся вперед!
На старт! На вылет! Смелей и выше!
Пусть мир тебя увидит и услышит
Узнает, и полюбит, и поймет!

К очень многим урокам подходят, как эпиграф, следующие строки:
Пусть человек не всемогущ, не верен,
Но ум его свободен от оков.
Мы знаем: путь познанья бесконечен,
Но верим: станет разум человечий
Связующим столетий и миров!

Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.

Невыразимое подвластно ль выраженью?
Святые таинства, лишь сердце знает вас…

Что наш язык земной
Пред дивною природой?
С какой небрежностью и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет, и не было у ней.

Не то, что мните вы, Природа
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я сжился с красою твоей.


О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Из методического пособия А.Ф.Долгушина "Использование художественной литературы на уроках физики".

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...