Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

четверг, 2 декабря 2010 г.

Календарно-тематическое планирование

Любая учебная деятельность начинается с планирования. Учителю дано право корректировать имеющиеся программы и предлагаемое авторами курса планирование. Курс естествознания 10 - 11 класса по УМК И.Ю.Алексашиной имеет следующую структуру:
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства.
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия.
Тема 3. От структуры к свойствам.
Тема 4. Природа в движении, движение в природе.
Тема 5. Эволюционная картина мира.
      Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологий (природа — наука — техника — человек)
Тема 6. Развитие техногенной цивилизации.
Тема 7. Взаимодействие науки и техники.
Тема 8. Естествознание в мире современных технологий.
      Раздел 3. Естественные науки и человек (природа — наука — техника — общество — человек)
Тема 9. Естественные науки и проблемы здоровья человека.
Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества.

Первый раздел изучается в 10 классе, а второй и третий в 11 классе. При разделении учебной нагрузки на двоих учителей биологии и физики приходится изменять разбивку часов с учетом специализации педагога. Я, как учитель биологии, начинаю изучение курса в 10 классе. После двух лет апробации курса составила вот такое календарно - тематическое планирование первой темы.


10 класс 1 полугодие
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства (14 ч)
Тема урока
Содержание
Тип урока
Образовательный продукт
Дом.задание

Структура естественно-научного знания: многообразие единства
1
Естествознание как познавательная деятельность
Естествознание как наука. Союз естественных наук в познании природы. Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания.
лекция
Опорный конспект
П.1, Эссе «Мои эксперименты»
2
Природа в зеркале науки
Особенности исторических этапов развития научной методологии: становление логики и математических методов; становление экспериментального метода в XVII в.; современный гипотетико-дедуктивный метод и «цепочка научного познания».

лекция
глоссарий
П.2, Выписать термин «редукционизм»
3
Экспериментальные методы в естественных науках
Экспериментальные методы в естественных науках: наблюдение, измерение, эксперимент.
      Понятие об экспериментальных научных методах, система и классификация научных методов.
лекция
таблица
П.5. Подготовка к семинару по заранее предложенным вопросам
4
Естествознание в системе культуры
Презентация докладов с мультимедийными приложениями
семинар
Электронные презентации
П.3
5
Критерии научного знания. Практическая работа «Постановка гипотезы»
Естественно-научное познание: от гипотезы до теории. Формулировка гипотезы, этапы проверки гипотезы.
практикум
Формулирование гипотез по предложенным учителем материалам
П.5
6
Эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание.

Структура научного знания, его компоненты: научный факт, гипотеза, предложенная на основе обобщения научных фактов; эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание.

практикум
Тестовое задание
П.5
7
Учимся наблюдать. лабораторная работа «Модификационная изменчивость»
Наблюдение как метод научного познания. Математические методы обработки информации.
практикум
Модификационная кривая, расчет статистической погрешности измерения

8
Экспериментатор, прибор, результат
Особенности и отличительные признаки наблюдения и эксперимента, роль измерений и количественных оценок в естествознании. Влияние прибора на результаты эксперимента, проблема чистоты эксперимента. Оценка ошибки измерений.
практикум
Измерения пульса, давления, сердечных сокращений датчиками цифровой лаборатории «Архимед»
П.7
9
Великие эксперименты в естественных науках
Великие эксперименты в естественных науках. Опыт Резерфорда.

конференция
Публичное выступление

10
Теоретические методы исследования
Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.
      Понятие о теоретических методах исследования.
лекция
кластер
П.9, таблица «Примеры использования теоретических методов исследований в различных областях науки и искусства»
11
Практическая работа «Логика как наука»
Иллюстрация процесса научного познания
практикум
Выполненные задания
Решить логическую задачу
12
Учимся классифицировать и систематизировать
Понятие о теоретических методах исследования. Примеры классификаций.
практикум
Упражнения на классификацию
Составить иерархическую классификацию (по выбору учащегося)
13
Моделирование в науке. Практическая работа «Моделирование мобиля»
Примеры классификаций и моделей в естествознании. Специфика изучения объектов и роль моделей в изучении микромира; представление непредставимого; статистические исследования, микро- и макропараметры.
практикум
Предметная модель
Составить классификацию моделей
14
Зачетное занятие

контроль



 Возможны и другие варианты планирования, готова их обсудить. Некоторые методические идеи и приема постараюсь показать дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...