Любая учебная деятельность начинается с планирования. Учителю дано право корректировать имеющиеся программы и предлагаемое авторами курса планирование. Курс естествознания 10 - 11 класса по УМК И.Ю.Алексашиной имеет следующую структуру:
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства.
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия.
Тема 3. От структуры к свойствам.
Тема 4. Природа в движении, движение в природе.
Тема 5. Эволюционная картина мира.
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия.
Тема 3. От структуры к свойствам.
Тема 4. Природа в движении, движение в природе.
Тема 5. Эволюционная картина мира.
Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологий (природа — наука — техника — человек)
Тема 6. Развитие техногенной цивилизации.
Тема 7. Взаимодействие науки и техники.
Тема 8. Естествознание в мире современных технологий.
Тема 7. Взаимодействие науки и техники.
Тема 8. Естествознание в мире современных технологий.
Раздел 3. Естественные науки и человек (природа — наука — техника — общество — человек)
Тема 9. Естественные науки и проблемы здоровья человека.
Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества.
Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества.
Первый раздел изучается в 10 классе, а второй и третий в 11 классе. При разделении учебной нагрузки на двоих учителей биологии и физики приходится изменять разбивку часов с учетом специализации педагога. Я, как учитель биологии, начинаю изучение курса в 10 классе. После двух лет апробации курса составила вот такое календарно - тематическое планирование первой темы.
10 класс 1 полугодие
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства (14 ч)
№ | Тема урока | Содержание | Тип урока | Образовательный продукт | Дом.задание |
Структура естественно-научного знания: многообразие единства | |||||
1 | Естествознание как познавательная деятельность | Естествознание как наука. Союз естественных наук в познании природы. Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания. | лекция | Опорный конспект | П.1, Эссе «Мои эксперименты» |
2 | Природа в зеркале науки | Особенности исторических этапов развития научной методологии: становление логики и математических методов; становление экспериментального метода в XVII в.; современный гипотетико-дедуктивный метод и «цепочка научного познания». | лекция | глоссарий | П.2, Выписать термин «редукционизм» |
3 | Экспериментальные методы в естественных науках | Экспериментальные методы в естественных науках: наблюдение, измерение, эксперимент. Понятие об экспериментальных научных методах, система и классификация научных методов. | лекция | таблица | П.5. Подготовка к семинару по заранее предложенным вопросам |
4 | Естествознание в системе культуры | Презентация докладов с мультимедийными приложениями | семинар | Электронные презентации | П.3 |
5 | Критерии научного знания. Практическая работа «Постановка гипотезы» | Естественно-научное познание: от гипотезы до теории. Формулировка гипотезы, этапы проверки гипотезы. | практикум | Формулирование гипотез по предложенным учителем материалам | П.5 |
6 | Эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание. | Структура научного знания, его компоненты: научный факт, гипотеза, предложенная на основе обобщения научных фактов; эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание. | практикум | Тестовое задание | П.5 |
7 | Учимся наблюдать. лабораторная работа «Модификационная изменчивость» | Наблюдение как метод научного познания. Математические методы обработки информации. | практикум | Модификационная кривая, расчет статистической погрешности измерения | |
8 | Экспериментатор, прибор, результат | Особенности и отличительные признаки наблюдения и эксперимента, роль измерений и количественных оценок в естествознании. Влияние прибора на результаты эксперимента, проблема чистоты эксперимента. Оценка ошибки измерений. | практикум | Измерения пульса, давления, сердечных сокращений датчиками цифровой лаборатории «Архимед» | П.7 |
9 | Великие эксперименты в естественных науках | Великие эксперименты в естественных науках. Опыт Резерфорда. | конференция | Публичное выступление | |
10 | Теоретические методы исследования | Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование. Понятие о теоретических методах исследования. | лекция | кластер | П.9, таблица «Примеры использования теоретических методов исследований в различных областях науки и искусства» |
11 | Практическая работа «Логика как наука» | Иллюстрация процесса научного познания | практикум | Выполненные задания | Решить логическую задачу |
12 | Учимся классифицировать и систематизировать | Понятие о теоретических методах исследования. Примеры классификаций. | практикум | Упражнения на классификацию | Составить иерархическую классификацию (по выбору учащегося) |
13 | Моделирование в науке. Практическая работа «Моделирование мобиля» | Примеры классификаций и моделей в естествознании. Специфика изучения объектов и роль моделей в изучении микромира; представление непредставимого; статистические исследования, микро- и макропараметры. | практикум | Предметная модель | Составить классификацию моделей |
14 | Зачетное занятие | контроль |
Возможны и другие варианты планирования, готова их обсудить. Некоторые методические идеи и приема постараюсь показать дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий