Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

суббота, 18 декабря 2010 г.

Диалог с автором

Проблемная ситуация в образовании и обществе в целом, связанная со снижением интереса к чтению у детей, достигла своих критических пределов. Это происходит в контексте мировых изменений медиасреды, всеобщего перехода к информационному обществу. Очевидно замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция. Каковы будут последствия этого?
Рассмотрим данную проблему в контексте развития исследовательской деятельности школьников. Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Как научить ребенка работать с научной литературой?
Один из методических приемов – «диалог с автором». С точки зрения методики преподавания - это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).
С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная бе­седа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необхо­димо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
 - обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
-  проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
-  включать воображение.
Во время диалога с авто­ром происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, ве­роятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
            Педагоги гимназии достаточно часто используют данный прием на уроках и во внеурочной деятельности, неизменно отмечая его высокую эффективность. Благодаря сотрудничеству с издательством «Школа 2100» в октябре 2009 года нам удалось осуществить реальную встречу учащихся гимназии с Даниловым Дмитрием Даимовичем, автором учебников по истории, обществознанию и окружающему миру в рамках учебно-методического комплекса «Школа 2100». Дмитрий Даимович провел открытый урок в 3 классе, на котором присутствовали педагоги области. Дети задавали вопросы, спорили, высказывали свое мнение, просили автограф автора на своих учебниках. На общение не хватило времени, и тогда Дмитрий Даимович предложил детям задать вопросы письменно. Перечитывая присланные им ответы, мы нашли для себя интересные методические приемы, используемые автором. Невозможно привести все ответы Дмитрия Даимовича, процитирую лишь один отрывок, это пример объяснения понятия науки, сути исследовательской деятельности. Написано понятным и доступным для ученика начальных классов языком, объяснение дано на конкретном примере.

«Вопрос Юли Г.: Почему вы говорите неправду в своём учебнике о том, что происхождение человека от обезьяны есть факт, доказанный наукой?  
 Почему  я так делаю? Потому что, по моему  глубокому убеждению, это, как раз, ПРАВДА – в науке собраны факты и выстроены доказательства, подтверждающие мнение о том, что человек произошел от обезьяноподобных предков. С этим, конечно, далеко не все согласны в обществе, особенно много не согласных среди верующих разных религий. Однако среди ученых, изучающих законы жизни на земле, эта точка зрения явно преобладает! Это вовсе не означает, что ты должен думать так же! Нет! Ты можешь придерживаться противоположной точки зрения. Но знать, какая преобладает в науке (вопреки твоему мнению), все-таки надо!
    Может быть ты не очень хорошо представляешь  что такое наука и чем она отличается от других знаний, например религиозных? Попробую кратко объяснить.
    Ученый  - это человек, который ничего не принимает на веру, а пытается понять и объяснить законы, по которым устроен на мир. Как он это делает?
    1.Собирает  факты по интересующему его вопросу (например, все, что связано с грозой). Смотрит, как факты связаны друг с другом. Замечает повторяющие связи (например, всегда перед грозой в воздухе становится душно). Эти повторы и есть законы устройства мира.
    2.Но  как объяснить эти замеченные законы, повторяющиеся связи фактов? Ученый размышляет и предлагает свое объяснение (версию, гипотезу), которое может оказаться как правдивым, так и ложным?
    3.Ученый  проверяет свое предположение,  проводя опыты, логически рассуждая.  Если все собранные факты и результаты опытов не противоречат его объяснению, значит оно, может считаться верным.
    4.Последней проверкой научной истины,правдивости открытия ученого  является применение его открытия  на практике. Например, создания  с его помощью новой техники, или предсказание событий, которые развиваются по описанным законам (например, возможность предсказать когда будет именно гроза, а не просто дождь).  
    Теперь  рассмотрим ситуацию с развитием жизни, а потом с происхождением человека:
Шаги  ученого в познании истины
Открытия  в области развития жизни на Земле
    1.Собирает  факты по интересующему его  вопросу. Смотрит, как факты  связаны друг с другом. Замечает  повторяющие связи - законы устройства  мира.
Последние 200 лет  ученые в разных местах Земли находят останки (кости, скелеты, окаменевшие отпечатки) давно вымерших животных и растений. Причем, чем глубже залегают эти останки – тем более проще устроены живые организмы.
2. Ученый  размышляет и предлагает свое  объяснение (версию, гипотезу),
Было высказано  предположения все организмы не были созданы в готовом виде, а развивались переходя от простых к более сложным, более приспособленным к разным условиям. Эта теория получала название «теория эволюции», а ее автором стал англичанин Чарльз Дарвин.
3. Ученый  проверяет свое предположение, проводя опыты, логически рассуждая.
Новые находки  стали подтверждать эти предположения. Были найдены останки вымерших животных, которые были переходными звеньями, например, от рыб к земноводным, от ящеров к птицам. Выяснилось, например, что, не зная этих законов, люди тысячелетиями пользовались ими, выводя нужные им породы животных и сорта растений. Наблюдая за быстротечной жизнь микробов ученые заметили, что они, действительно, развиваются переходя из одних форм в другие.
4. Последней проверкой научной истины, правдивости открытия ученого является применение его открытия на практике, создание техники, технологии, предсказаний и т.п.
Но основе теории эволюции стали создавать способы  борьбы с болезнями, вызываемыми  микробами. За несколько лет были выведены новые сорта пшеницы и риса, позволяющие приносить невиданные ранее урожаи и т.д.

    СИТУАЦИЯ  С ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА
Шаги  ученого в познании истины
Открытия  в области происхождения  человека
    1.Собирает  факты по интересующему его вопросу. Смотрит, как факты связаны друг с другом. Замечает повторяющие связи - законы устройства мира.
Открытие законов  эволюции жизни, заставило задуматься – а как же человек? За последние 200 лет найдены тысячи останков костей и скелетов вымерших существ, которые по внешним признакам были похожи как на современных обезьян, так и на человека. Например, одна из древнейших таких находок – это существо с прямой осанкой, передвигающееся на двух ногах как и мы, вот только голова на этом теле типично обезьянья – скошенный лоб, сильно выступающая челюсть и т.д.
2. Ученый  размышляет и предлагает свое  объяснение (версию, гипотезу),
Еще Ч.Дарвин высказал предположение, что современные  люди, как прочие живые существа на Земле, произошли от более простых  живых организмом – от общих с современным обезьянами предков.
3. Ученый  проверяет свое предположение,  проводя опыты, логически рассуждая.
Последующие находки  подтверждали это предположение  новыми доказательствами. Так, чем больше становился объем головы (мозга) у существ, которых можно считать нашими предками, чем больше их голова и руки напоминали голову и руки современного человека, тем больше рядом с их останками находили следов человеческой деятельности. Сначала примитивные каменные орудия. Потом следы костров. Потом сложные жилища, одежду и так далее. Ничего этого современные обезьяны (наши двоюродные братья) делать не умеют. Им это не нужно. На путь пробуждения разума и превращения в человека они не встали.
4. Последней  проверкой научной истины, правдивости открытия ученого является применение его открытия на практике, создание техники, технологии, предсказаний и т.п.
Тем не менее, научная  истины о ближайшем родстве людей  с современными обезьянами, позволяет  использовать их для проверки лекарств, которыми мы пользуемся. Выяснилось, что современные люди и современные обезьяны одинаково болеют одинаковыми болезнями. Поэтому новые лекарства, создаваемые для людей, сначала проверяют на наших ближайших родственниках из мира животных.

    Ты  можешь отвергать научные взгляды о происхождении человека от обезьяноподобных предков, но если ты и твоя семья пользуетесь лекарствами, значит вы, не задумываясь об этом, проверяете на себе эту гипотезу.  
    А теперь самое главное. Все эти  споры, к сожалению вызваны тем, что в нашей стране очень много людей, которые не могут допустить, что истин и точек зрения может быть много. Раньше всех заставляли отказываться от веры в Бога и бездумного доверять науке. Сейчас многие из тех, кто разрушал храмы, перекрасились и с той же бездумной яростью кричат прямо противоположное.
    Вот разговор, который у меня состоялся  в гостях у семьи наших друзей. Маша – с детства была верующей христианкой, а ее муж – Сережа – принял эту веру, уже будучи взрослым человеком.
    После ужина на кухне Сережа долго пытался мне доказать, что человек не произошел от обезьяны, пользуясь при этом научными способами. Получалось у него плохо. Просто все факты накопленные наукой он отрицал, заявляя, что это подделки, но не приводя никаких доказательств. Устав в конце разговора, он обратился за помощью к жене.
    - Маш, ну ты то, что молчишь? 
    - А я не понимаю о чем вы  спорите. – Сказала Маша, вытирая  посуду. – Я знаю, что человека  Бог создал… Вот КАК он это  сделал – это другой вопрос.
    - А вот этому я нисколько  возражать не буду. – Заявил я.  
    Между прочим, многие ученые, в том числе  и сам Чарльз Дарвин были верующими  людьми. Они утверждали, что наука  никак не противоречит тому, что  сказано в Библии. Ведь Бог создал весь мир и законы, по которым  он существует. И один из этих законов – закон развития живых организмов, перехода одних видов в другой, привел (по замыслу Бога) к созданию рода человеческого.
    Глава христианской католической церкви Папа Римский об этом говорил так: «наука лучше объясняет происхождение  человеческого тела, а религий – происхождение человеческой души!»
    Вот такой у меня получился длинный  ответ на твой вопрос.  
Спасибо за него!
Желаю удачи!  
Данилов Дмитрий  Даимович»


Мы выражаем огромную признательность Дмитрию Даимовичу за столь внимательное отношение к нашим детям. Считаем встречу с ним одним из самых важных образовательных событий этого учебного года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...