Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Вавилонская башня

Каждая глава учебника естествознания под редакцией И.Ю.Алексашиной открывается иллюстрацией на шмуцтитуле. Работа с этими образами для учителя естественных наук трудна. Но она позволяет ввести ту гуманитарную составляющую, которая, как раз, и отличает традиционное преподавание естественных наук в школе (биологии, химии, физики) от интегрированного курса естествознания, ориентированного на учащихся гуманитарных профильных классов. Обсуждение репродукции обеспечивает реализацию понимания учащимися ведущей идеи главы.
Первую главу учебника за 10 класс открывает репродукция картины Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская башня". Идея главы - единство научных и инонаучных методов познания мира.

Ход обсуждения картины достаточно подробно описан в методике преподавания естествознания, выпущенной издательством "Просвещения" Я привожу лишь дополнительный материал, который позволит расширить представления учителя и учащихся по обсуждаемому вопросу.

Вавило́нская ба́шня — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, легенда о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
История
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. Не исключено, хотя этому нет никаких исторических свидетельств, что пленные евреи участвовали в восстановлении Этеменанки.
реконструкция зиккурата
Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме. В Библии Вавилон выступает олицетворением греха.
Интересные факты
  • Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. На плакате изображена Вавилонская башня и девиз на французском: «много языков — один голос», искажающий смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года и которое сейчас используется по назначению. 
  •  
     
Страсбург, здание Европейского парламента. 

    Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).
    В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская башня", имеющее три варианта (один приведен выше).


    Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:
    • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
    • Андрей Платонов, повесть «Котлован»
    • Клайв Льюис, роман «Мерзейшая мощь»
    • Виктор Пелевин, роман «Generation P»
    • Нил Стивенсон в романе “Лавина” дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.
    Нашел свое отражение сюжет и в музыке:
    • На основе сюжета о Вавилонской башне построена вокальная опера-импровизация Бобби Макферрина «Боббл» (2008)
    • В 2004 году группа Кипелов записала песню Вавилон в одноименном сингле.

    2 комментария:

    1. "Третий вариант" "Вавилонской башни" это вовсе не работа Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), а полотно Яна Брейгеля (Бархатного).

      ОтветитьУдалить
    2. Спасибо за комментарий! Непременно уточню этот момент, сама недостаточно компетентна в таких тонких вопросах искусствоведения. Спасибо!

      ОтветитьУдалить

    Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...