Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

Естествознание 6 класс

Пояснительная записка
В МБОУ города Кургана «Гимназия № 57» интегрированный курс естествознания преподается в старших профильных социально-экономических и социально-гуманитарных классах по авторскому курсу И.Ю.Алексашиной «Естествознание 10-11 класс». Отдельного курса астрономии в старших классах нет. Два года тому назад у нашей гимназии появилась возможность выделить в шестых классах 17 часов (2 полугодие) для интегрированного курса «Естествознание с основами экологии». Программа курса составлена на основе УМК «Естествознание с основами экологии» авторы И.Ю. Алексашина, Н. И. Орещенко, А. А. Ульянова. — М.: Просвещение, 2005.  (Лабиринт). Основной задачей курса является формирование у учащихся естественнонаучной картины мира.  Прослеживаются межпредметные связи: дети познакомились в курсе географии-6 с географическими координатами и работали с картами земной поверхности, следовательно, они готовы к обучению и работе со звездной картой. Знание из геометрии углов и умение их измерять позволяет учащимся понять принцип действия угломерных астрономических приборов и т.п. В курсе биологии учащиеся изучают растительные сообщества и взаимосвязи живых организмов в природе. В курсе литературы 6 класса изучаются мифы древней Греции, повторяя античные мифы, связанные с ночным небом, учащиеся могут запомнить созвездия и крупные звезды, приобрести навыки ориентирования по звездам.
При проведении уроков в качестве учебно-демонстрационного материала используются видеофильмы по астрономии, компьютерные анимационные модели астрономических явлений и процессов,  электронные презентации и другие цифровые ресурсы.
Для  введения интерактивности в обучение создан образовательный блог "Космос, 2012" адрес в сети Интернет http://cosmos57.blogspot.com/, на котором размещаются ссылки на необходимые в изучении курса ресурсы, домашние задания, продуктивные задания, творческие работы детей.


Цели обучения и предполагаемые результаты
Основными целями обучения являются:
  • формирование у учащихся знаний об основных методах исследования, используемых в естественных науках,
  • формирование основных понятий, используемых в естественных науках,
  • формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков обработки результатов наблюдений и опытов.

Описание формируемых компетенций
Предлагаемая система естественнонаучного образования школьников обеспечит выполнение требований образовательных стандартов по естествознанию и будет способствовать  реализации образовательного стандарта по информатике и ИКТ. При этом  будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, в том числе:
-        поиск, сбор, отбор и анализ информации;
-        организация и представление информации;
-        организация дискуссии и участие в дискуссии;
-        выступление с использованием мультимедиа презентации.
Спектр сформированных общеучебных умений учащихся как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области будет включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения

1. Исследовательские умения:
·         умение обращаться с простейшими приборами;
·         знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
·         знакомство с правилами приближенных вычислений и правильное использования микрокалькулятора для проведения простейших расчетов;
·         умение вести журнал наблюдений;
·         навыки систематизации полученных данных;
·         навыки работы с дополнительной литературой.

2. Компьютерные умения:
·         умение вести индивидуальный архив;
·         умение работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии, работа с двумя файлами, работа с редактором формул);
·         умение пользоваться текстовым и графическим редактором для оформления результатов проекта, подготовки собственных отчетов и статей;
·         умение вывести текст  и рисунки на печать;
·         умение работать с редактором электронных презентаций;
·         знакомство с устройством компьютерной сети (локальной и глобальной), с работой программ-браузеров;
·         овладение навыками поиска и сохранения информации (тексты, рисунки, ссылки) в глобальной сети ;
·         умение подготавливать, отправлять и получать электронную почту, регистрировать собственный почтовый адрес;
·         знание этикета работы в компьютерной сети.

3. Коммуникативные умения:
·         знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
·         освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;
·         формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.

Учебно-тематическое планирование
Разделы курса
Теория
Практика
Всего часов
1
Введение в астрономию
5
4
9
2
Земля – моя планета
5
3
8

итого


17
Календарно-тематическое планирование
Тема
Примерное содержание
Ресурсное обеспечение
Образовательный продукт учащихся
Раздел 1. Введение в астрономию – 8 часов
1
Как древние люди представляли себе Вселенную
Наука астрономия.
Понятия: Вселенная, Галактика, Млечный путь, Солнечная система, звезда, планета.
Астрономы Коперник, Тихо Браге, Иоганн Кеплер
Презентация
Иллюстрации: Стоунхендж
 Создание таблицы "Великие астрономы"
2
Солнечная система, ее состав
Геоцентрическая и гелиоцентрическая модель Солнечной системы.
Состав планет. Плутон.
 презентация

 Создание таблицы "Небесные тела Солнечной системы"
3
Планеты земной группы
Движение, характеристика планет земной группы

 компьютерные презентации
4
Луна – естественный спутник Земли
 Движение и характеристика Луны как спутника планеты, история исследования
 карта лунной поверхности
 классификация географических объектов Луны
5
Планеты-гиганты
Плутон
Спутники планет
Движение, характеристика планет-гигантов

 компьютерные презентации
6
Мир звезд
Солнце – ближайшая к нам звезда
Звезды. Солнце – центр Солнечной системы. Желтые, красные и белые звезды. Внутреннее строение Солнца
 презентация
 опорная схема
7
Созвездия
Латинское название созвездия, координаты, сведения о ярких звездах, числе ярких звезд, какие интересные объекты могут наблюдаться в созвездии, происхождение названия, карта соответствующего участка звездного неба.

 презентация, звездный атлас - компьютерный вариант
 построение на координатной плоскости созвездий северного неба
8
Одни ли мы во вселенной?
представление о месте Солнечной системы в Галактике
 презентация
 послание внеземным цивилизациям
9
Что мы знаем о Вселенной? – урок контроля
Контрольная тестовая работа по теме «Вселенная».
 тесты
 диагностика знаний
Раздел 2. Земля – моя планета
10
Неповторимая планета
Особенности Земли, условия возникновения жизни. Уникальность планеты Земля. Мы — земляне.

 Карта земли, глобус, презентация
 проекты "Удивительные места Земли"
11
Летоисчисление на планете
Системы исчисления времени у разных народов. Юлианский и грегорианский календарь
 календари
 таблица "Летоисчисление у разных народов"
12
Эволюция планеты
Развитие планеты от туманности до наших дней
 презентация, учебник биологии 9 кл под ред. Пасечника
 Геохронологическая таблица
13
Абиотические и биотические факторы планеты
 Классификация экологических факторов и их влияние на живые организмы
 печатный модуль
 кластер
14
Среда обитания и условия существования живых организмов
 Понятие среды обитания, приспособление организмов к среде обитания
 презентация, видео
 таблица, экологическая игра
15-16
Практическое занятие «Экосистема городского парка»
 Понятие экосистема, структура экосистемы городского парка
 инструкция к практической работе
схему «Природа — открытая система»
17
Конференция
красоту природных объектов;
 план проведения
Презентация проектов «О дружбе
и взаимопомощи» живых организмов в экосистемах"
Основные требования к уровню подготовки учащихся по астрономическим вопросам
Учащиеся должны:
  • иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную;
  • знать строение и состав Солнечной системы, отличие систем мира по Птолемею и Копернику;
  • различать планеты-гиганты и планеты земной группы;
  • различать звезды по цвету, размеру, температуре;
  • знать названия четырех–пяти созвездий неба Северного полушария;
  • различать два типа галактик;
  • основные гипотезы о происхождении Земли и Солнечной системы;
  • внутреннее строение Земли;
уметь:
    • наблюдать за звездным небом;
    • находить основные созвездия Северного полушария, пользуясь картой звездного неба;
    • зарисовывать фазы Луны;
1. Контрольная работа. Вариант 1
Выберите правильный ответ.
1. Одним из первых, кто высказал мысль, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал:
А) Аристотель;
Б) Аристарх Самосский;
В) Птолемей;
Г) Бируни.
2. Причиной суточного вращения небесной сферы является:
А) Собственное движение звезд;
Б) Вращение Земли вокруг оси;
В) Движение Земли вокруг Солнца;
Г) Движение Солнца вокруг центра Галактики.
3. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) линии, соединяющие звезды;
В) скопление звезд;
Г) участок неба с установленными границами.
4. Названия большей части созвездий определяются:
А) Персонажами древних мифов и легенд;
Б) Именами первых наблюдателей созвездий;
В) Именами древних правителей и названиями предметов им принадлежавших;
Г) Современными названиями предметов.
5. Назовите основную причину смены дня и ночи:
А) Земля движется по эллиптической орбите, при этом расстояние до Солнца изменяется;
Б) Наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) Вращение Земли вокруг своей оси;
Г) Движение Солнца по эклиптике.
6. Видимое движение Солнца на фоне звезд в восточном направлении в течение года вызвано:
А) Связано с видимым движением звезд из-за осевого вращения Земли;
Б) Вращением Земли вокруг своей оси;
В) Наличием северного и южного полушарий Земли;
Г) Действительным движением Земли вокруг Солнца.
7. Затмение Солнца наблюдается на Земле тогда, когда Луна будет в фазе:
А) Новолуния;
Б) Первой четверти;
В) Полнолуния;
Г) Последней четверти.
8. К планетам земной группы относятся:
А) Венера;
Б) Юпитер;
В) Сатурн;
Г) Нептун.
9. Найдите правильное расположение планет земной группы в порядке удаления от Солнца:
А) Земля, Марс, Венера, Меркурий;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс;
В) Марс, Земля, Меркурий, Венера;
Г) Венера, Марс, Земля, Меркурий.
10. Метеор – это:
А) Маленькая частичка, обращающаяся вокруг Солнца;
Б) Твердое тело, достигающее поверхности Земли;
В) Явление сгорания небольших падающих тел в атмосфере Земли;
Г) Нет верного ответа.
11. Четыре галилеевых спутника: Ио, Ганимед, Каллисто и Европа – спутники планеты:
А) Марса;
Б) Юпитера;
В) Сатурна;
Г) Урана.
12. Небесные тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам, являются:
А) Кометами;
Б) Объектами пояса Койпера;
В) Астероидами;
Г) Транснептунными объектами класса плутино.
13. Видимая угловая длина кометного хвоста зависит от:
А) Расстояния до Солнца;
Б) От расстояния до Земли;
В) От угла между плоскостью кометы и лучом зрения наблюдателя;
Г) От всех выше перечисленных причин.
14. Метеорный рой образуется в результате:
А) Метеорного дождя;
Б) Выпадения метеоритов на поверхность планеты;
В) Усиления свечения метеоров вследствие погодных условий;
Г) Распада кометы из частиц, выброшенных кометным ядром и рассеявшихся вдоль орбиты кометы.
15. Ближайшая к Земле звезда:
А) Полярная;
Б) Альфа Центавра;
В) Солнце;
Г) Сириус.


Вариант 2
Выберите правильный ответ.
1. Создал новую картину мира, по которой Земля и все планеты движутся вокруг Солнца:
А) Николай Коперник;
Б) Джордано Бруно;
В) Иоганн Кеплер;
Г) Исаак Ньютон.
2. В каком месте Земле суточное движение звезд происходит параллельно плоскости горизонта?
А) на экваторе;
Б) на средних широтах северного полушария Земли;
В) на полюсах;
Г) на средних широтах южного полушария Земли.
3. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) участок неба с установленными границами;
В) скопление звезд;
Г) линии, соединяющие звезды.
4. В XXI веке:
А) могут открыть новые созвездия;
Б) очертания созвездий останутся неизменными, как и их названия;
В) могут открыть новые очертания созвездий;
Г) в конце века очертания созвездий изменятся из-за движения звезд, и их назовут по-другому.
5. Назовите основную причину смены времен года:
А) Земля движется по эллиптической орбите, поэтому расстояние до Солнца изменяется, при этом, когда Земля расположена ближе к Солнцу – лето, дальше от Солнца – зима;
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) вращение Земли вокруг своей оси;
Г) медленное вращение земной оси.
6. Видимое движение Солнца с востока на запад в северном полушарии Земли в течение дня вызвано:
А) связано с видимым движением звезд из-за осевого вращения Земли;
Б) вращением Земли вокруг своей оси;
В) наличием северного и южного полушарий Земли;
Г) действительным движением Земли вокруг Солнца.
7. Луна:
А) единственный естественный спутник Земли;
Б) единственный искусственный спутник Земли;
В) один из спутников Земли;
Г) планета, обращающаяся вокруг Солнца вместе с Землей.
8. Ближайшая к Солнцу планета:
А) Меркурий;
Б) Венера;
В) Венера;
Г) Марс.
9. Самым большим периодом обращения вокруг Солнца, равным примерно 250 лет, обладает планета:
А) Сатурн;
Б) Уран;
В) Нептун;
Г) Плутон.
10. Можно ли наблюдать метеоры на обратной стороне Луны?
А) Да, можно;
Б) Нет, так как обратная сторона Луны не видна;
В) Нет, так как на Луне слабое магнитное поле;
Г) Нет, так как на Луне нет атмосферы.
11. Европа является спутником планеты:
А) Земли;
Б) Юпитера;
В) Сатурна;
Г) Урана.
12. Пояс астероидов находится между двумя большими планетами:
А) Земля и Марс;
Б) Марс и Юпитер;
В) Юпитер и Сатурн;
Г) Сатурн и Уран.
13. Очередное приближение кометы Галлея к Солнцу в XXI веке ожидается в
А) 2061 году;
Б) 2071 году;
В) 2081 году;
Г) 2051 году.
14. Спорадическими метеорами называются:
А) метеориты;
Б) метеоры, не принадлежащие к метеорным потокам;
В) болиды;
Г) регулярные метеорные потоки.
15. Найдите верное утверждение:
А) Земля является большой планетой Солнечной системы, которая входит в состав нашей Галактики;
Б) Солнечная система не является частью Галактики;
В) Солнечная система входит в состав Туманности Андромеда;
Г) Солнечная система находится в центре нашей Галактики.


Вариант 3
Выберите правильный ответ.
1. Впервые показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам:
А) Николай Коперник;
Б) Джордано Бруно;
В) Иоганн Кеплер;
Г) Исаак Ньютон.
2. Где бы вы искали Полярную звезду, если бы вы находились на экваторе?
А) в точке зенита;
Б) на высоте 45° над горизонтом;
В) на горизонте;
Г) на высоте, равной географической широте места наблюдения.
3. Всего на небе насчитывается созвездий:
А) 150;
Б) 88;
В) 380;
Г) 118.
4. Названия большей части созвездий определяются:
А) именами древних правителей и названиями предметов им принадлежавших;
Б) именами первых наблюдателей созвездий;
В) персонажами древних мифов и легенд;
Г) современными названиями предметов.
5. Назовите основную причину различной продолжительности дня и ночи в разное время года.
А) Земля движется по эллиптической орбите, при этом расстояние до Солнца изменяется;
Б) наклон эклиптики к небесному экватору;
В) вращение Земли вокруг своей оси;
Г) вращение Земли вокруг Солнца.
6. Видимое движение Солнца на фоне звезд в восточном направлении в течение года вызвано:
А) связано с видимым движением звезд из-за осевого вращения Земли;
Б) вращением Земли вокруг своей оси;
В) наличием северного и южного полушарий Земли;
Г) действительным движением Земли вокруг Солнца.
7. Лунная поверхность нельзя найти:
А) моря, похожие на земные, наполненные водой;
Б) кратеры;
В) океаны;
Г) заливы.
8. Самая удаленная от Солнца планета:
А) Плутон;
Б) Сатурн;
В) Юпитер;
Г) Марс.
9. Большое красное пятно находится на:
А) Сатурне;
Б) Нептуне;
В) Юпитере;
Г) Уране.
10. Астероиды – это:
А) крупные твердые тела неправильной формы, вращающиеся вокруг планет;
Б) мельчайшие частички пыли;
В) крупные твердые тела неправильной формы, вращающиеся вокруг Солнца;
Г) световое явление, возникающее при сгорании метеорного тела, попадающего в атмосферу Земли из космического пространства.
11. На каком из спутников больших планет обнаружены действующие вулканы?
А) спутник Марса Деймос;
Б) спутник Юпитера Ио;
В) спутник Юпитера Европа;
Г) спутник Сатурна Янус.
12. Небесные тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг Солнца по орбитам, близким к круговым, между орбитами Юпитера и Марса, называются:
А) метеоры;
Б) болиды;
В) астероиды;
Г) кометы.
13. Комета Галлея в ХХ веке приближалась к Солнцу:
А) однажды;
Б) дважды;
В) трижды;
Г) ни одного раза.
14. Радиант метеорного потока:
А) точка видимого пересечения обратных продолжений траекторий метеоров;
Б) точка, в сторону которой движется метеоры;
В) точка на поверхности Земли, к которой приближаются болиды;
Г) правильного нет среди вышеперечисленного.
15. Найдите верное утверждение:
А) Солнце – двойная звезда;
Б) Солнце – пульсирующая звезда регулярно изменяющая свой блеск в несколько раз;
В) Солнце – ближайшая к Земле звезда, температура поверхности которой 6000°;
Г) диаметр Солнца в тысячи раз больше диаметра Земли.


Вариант 4
Выберите правильный ответ.
1. Ученый древнего мира, который считал, что в центре Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля, а вокруг нее вращаются планеты, Солнце и Луна:
А) Бируни;
Б) Пифагор;
В) Аристарх Самосский;
Г) Клавдий Птолемей.
2. Где бы вы искали Полярную звезду, если бы вы находились на северном полюсе?
А) в точке зенита;
Б) на высоте 45° над горизонтом;
В) на горизонте;
Г) на высоте, равной географической широте места наблюдения.
3. Созвездием называется:
А) определенная группа из звезд, напоминающая какую-нибудь фигуру;
Б) участок неба с установленными границами;
В) скопление звезд;
Г) линии, соединяющие звезды.
4. Если звезды в нашей Галактике движутся в разных направлениях, причем относительная скорость движения звезд достигает сотни километров в секунду, то следует ожидать, что очертания созвездий заметно изменяются:
А) в течение одного года;
Б) за время, равное средней продолжительности человеческой жизни;
В) за века;
Г) за тысячелетия.
5. В чем причина существования климатических поясов Земли?
А) изменение расстояние до Солнца в течение года вследствие эллиптичности орбиты;
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) вращение Земли вокруг своей оси;
Г) форма поверхности Земли.
6. Видимое движение планет на фоне звезд в течение года вызвано:
А) связано с видимым движением звезд из-за осевого вращения Земли;
Б) вращением Земли вокруг своей оси;
В) наличием северного и южного полушарий Земли;
Г) действительным движением планет вокруг Солнца.
7. Наблюдатель на Земле может видеть только одно полушарие Луны, так как:
А) период обращения Луны вокруг своей оси равен периоду обращения Луны вокруг Земли;
Б) Луна не вращается;
В) период обращения Луны вокруг Земли меньше периода обращения Луны вокруг Земли;
Г) период обращения Луны вокруг Земли больше периода обращения Луны вокруг Земли.
8. К планетам-гигантам относятся:
А) Венера;
Б) Марс;
В) Юпитер;
Г) Меркурий.
9. Наиболее схожими с Землей по физическим условиям на поверхности являются планеты:
А) Меркурий;
Б) Венера;
В) Марс;
Г) Плутон.
10. Имеется ли разница между метеором и метеоритом?
А) Нет, так как метеор и метеорит это одно и то же;
Б) Да, так как метеор это атмосферное явление, а метеорит – это крупное метеорное тело, не успевшее сгореть в атмосфере;
В) Да, так как метеориты могут быть только на Земле и никогда на других планетах и спутниках планет;
Г) Нет, так как метеор и метеориты это маленькие частицы, обращающиеся вокруг Солнца.
11. Какая из приведенных ниже пар планет и спутников планет характеризуется общей особенностью: на поверхности много кратеров и гор?
А) Меркурий и Луна;
Б) Марс и Европа;
В) Сатурн и Ганимед;
Г) Нептун и Фобос.
12. Самыми протяженными объектами Солнечной системы являются:
А) планеты;
Б) астероиды;
В) кометы;
Г) спутники планет.
13. Хвост кометы практически всегда направлен в сторону:
А) от Солнца;
Б) к Солнцу;
В) параллельно скорости кометы;
Г) от Земли.
14. Метеорный дождь наблюдается в результате:
А) падения метеорита;
Б) усиленного падения метеоров вследствие прохождения Землей метеорного роя;
В) усиления свечения метеоров вследствие погодных условий;
Г) изменения спектров метеоров вследствие торможения в атмосфере.
15. Галактика – это:
А) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
Б) несколько звезд;
В) гигантское скопление звезд, содержащее около тысяч звезд;
Г) целая звездная система, содержащая кроме звезд, скопления межзвездной пыли и газа.

1. Созвездие – это:
А) группа ярких звезд, расположенных в пространстве близко друг к другу;
Б) участок неба со строго определенными границами;
В) группа ярких звезд, которые древние объединили в фигуру;
Г) группа звезд физически связанных между собой, например, общим происхождением.
2. Если звезды в нашей Галактике движутся в разных направлениях, то очертания созвездий:
А) заметно изменяются в течение одного года;
Б) заметно изменяются за тысячелетия;
В) заметно изменяются за время, равное средней продолжительности человеческой жизни;
Г) не изменяются, т. к. звезды движутся синхронно.
3. Назовите пару звезд, указывающих северное направление.

А) 2–1;
Б) 5–4;
В) 6–7;
Г) 5–6.
4. Назовите основную причину смены времен года.
А) Т. к. Земля движется по эллиптической орбите, то расстояние до Солнца изменяется;
Б) Наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) Вращение Земли вокруг своей оси.
5. Назовите основную причину существования климатических поясов на Земле.
А) так как Земля движется по эллиптической орбите, то расстояние до Солнца изменяется;
Б) Форма Земли;
В) Вращение Земли вокруг своей оси;
Г) Наклон земной оси к плоскости земной орбиты.
6. Солнце восходит в точке востока, а заходит в точке запада в Москве:
А) всегда;
Б) только в определенные дни.
В) только в високосный год.
7. Солнце перемещается по небу в течение суток вследствие:
А) движения Солнца вокруг Земли;
Б) движения Земли вокруг Солнца;
В) вращения Земли.
8. Луна изменяет свой вид вследствие:
А) вращения Земли вокруг своей оси;
Б) обращения Земли вокруг Солнца;
В) движения Луны вокруг Земли;
Г) обращения Земли вокруг Солнца и движения Луны вокруг Земли.
9. Наблюдатель на Земле может видеть только одно полушарие Луны, так как
А) период вращения Луны меньше периода ее обращения вокруг Земли.
Б) период вращения Луны больше периода ее обращения вокруг Земли.
В) период вращения Луны равен периоду ее обращения вокруг Земли.
Г) Луна не вращается.
10. При данном расположении светил, в какой фазе находится Луна?

А) новолуние;
Б) первая четверть;
В) последняя четверть
Г) полнолуние
11. На рисунке слева показано взаимное расположение Солнца, Луны и Земли. Какой вид имеет Луна для земного наблюдателя







12. Назовите основную причину лунных и солнечных затмений.
А) Вращение Земли вокруг своей оси.
Б) Движение Земли вокруг Солнца.
В) Движение Луны вокруг Земли.
13. Наступление солнечных затмений на других планетах
А) невозможно;
Б) зависит от размеров спутников, расстояния от спутника до планеты
В) происходит также как и на Земле, но с другой частотой.
14. Лунные и солнечные затмения происходят:
А) крайне редко;
Б) раз в году точно;
В) ежегодно и может не по одному разу.
15. Земной наблюдатель видит полное солнечное затмение. В это же время для наблюдателя на Луне:
А) Земля видна в полной фазе
Б) полное затмение Солнца
В) полное затмение Земли
Г) ничего не видно.
M.4.3. Рекомендуемая литература
  1. Агекян Т.А. Звезды, галактики, Метагалактика. М.: Наука, 1981.
  2. Аллен К. Астрофизические величины. М.: Мир, 1977.
  3. Аллер Л. Атомы, звезды, туманности. М.: Мир, 1976.
  4. Астрономический календарь: Постоянная часть. М.: Наука, 1981.
  5. Астрономия и космос. М.: «Росмэн», 2000.
  6. Бакулин П.И., Кононович Э.В., Мороз В.И. Курс общей астрономии. 1985.
  7. Бок Б., Бок П. Млечный Путь. М.: Мир, 1978.
  8. Бронштэн В.А. Метеоры, метеориты, метеороиды. М.: Наука, 1987.
  9. Бронштэн В.А. Тунгусский метеорит: история исследования. М., 1985.
  10. Вайнберг С. Первые три минуты: Современный взгляд на происхождение. М.: 2000.
  11. Волков А.В., Сурдин В.Г. Планеты. М.: Слово, 2000.
  12. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. М.: Наука, 1980.
  13. Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач и упражнений по астрономии. М.: 1963.
  14. Вуд Д. Солнце, Луна и древние камни. М.: Мир, 1981.
  15. Гаврилов М.Г. Звездный мир. Сборник задач по астрономии и космической физике. Черноголовка: 1998.
  16. Гевелий Я. Атлас звездного неба/ Под ред. В.П. Щеглова. Ташкент: Фан, 1981.
  17. Гетман В.С. Внуки Солнца: Астероиды, кометы, метеорные тела. М.: Наука, 1989.
  18. Гибсон Э. Спокойное Солнце. М.: Мир, 1977.
  19. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М.: Наука, 1991.
  20. Дагаев М.М., Демин В.Г., Климишин И.А., Чаругин В.М. Астрономия. М.: Просвещение, 1983.
  21. Дивари Н.Б. Зодиакальный свет и межпланетная пыль. М.: Знание, 1981.
  22. Жизнь и труд Эдвина Хаббла. М.: Наука, 1989.
  23. Иванов В.В., Кривов А.В., Денисенков П.А. Парадоксальная Вселенная: 175 задач по астрономии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997.
  24. История астрономии в России и СССР/ Под ред. В.В. Соболева. М.: Янус-К, 1999.
  25. Каплан С.А. Физика звезд. М.: Наука, 1977.
  26. Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. М.: Наука, 1985.
  27. Климишин И.А. Астрономия наших дней. М.: Наука, 1986.
  28. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
  29. Ксанфомалити Л.В. Парад планет. М.: Наука Физматлит, 1997.
  30. Купер Х, Хенбест Н. Атлас космоса. Лондон: Доглинг Киндерсли, 1998.
  31. Ламзин С.А., Сурдин В.Г. Что такое протозвезды? М.: Знание, 1988.
  32. Липунов В.М. В мире двойных звезд. М.: Наука, 1986.
  33. Липунов В.М. Все нейтронные звезды. М.: Просвещение, 1988.
  34. Мартынов Д.Я. Курс общей астрофизики. М.: Наука, 1988.
  35. Мартынов Д.Я. Курс практической астрофизики. М.: Наука, 1977.
  36. Мартынов Д.Я., Липунов В.М. Сборник задач по астрофизике. М.: Наука, 1986.
  37. Михельсон Н.Н. Оптические телескопы: Теория и конструкция. М.: Наука, 1976.
  38. Навашин М.С. Телескоп астронома-любителя. М.: Наука, 1979.
  39. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М.: Наука, 1990.
  40. Ньето М.М. Закон Тициуса Боде: История и теория. М.: Мир, 1976.
  41. Попов Г.М. Современная астрономическая оптика. М.: Наука, 1988.
  42. Проблема поиска внеземных цивилизаций/ Под ред. В.С. Троицкого, Н.С. Кардашева. М.: Наука, 1981.
  43. Роузвер Н.Т. Перигелий Меркурия: От Леверье до Эйнштейна. М.: Мир, 1985.
  44. Селешников С.И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977.
  45. Сикорук Л.Л. Телескопы для любителей астрономии. М.: Наука, 1989.
  46. Силкин Б.И. В мире множества лун: Спутники планет. М.: Наука, 1982.
  47. Симоненко А.Н. Астероиды или тернистые пути исследований. М.: Наука, 1985.
  48. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями. М.: 1995.
  49. Сурдин В.Г. Рождение звезд. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  50. Сурдин В.Г., Ламзин С.А. Протозвезды: Где, как и из чего формируются звезды. М.: Наука, 1992.
  51. Угольников О.С. Небо начала века: 2001–2012. М.: Сельянов А.Д., 2000.
  52. Уипл Ф. Семья Солнца: Планеты и спутники Солнечной системы. М.: Мир, 1983.
  53. Уитни Ч. Открытие нашей Галактики. М.: Мир, 1975.
  54. Физика космоса: Маленькая энциклопедия/ Под ред. С.Б. Пикельнера. М.: Сов. энциклопедия, 1976.
  55. Хокинс Дж., Уайт Дж. Кроме Стоунхенджа. М.: Мир, 1977.
  56. Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка Стоунхенджа. М.: Мир, 1984.
  57. Шевченко В.В. Современная селенография. М.: Наука, 1980.
  58. Шкловский И.С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть. М.: Наука, 1984.
  59. Шкловский И.С. Проблемы современной астрофизики. М.: Наука, 1988.
  60. Щеглов П.В. Оптические телескопы сегодня и завтра. М.: Знание, 1980.
  61. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы Земли. М.: Наука, 1986.
  62. Юбелакер Д.Э. Солнце. М.: Слово. 1998.
  63. Энциклопедический словарь юного астронома. М.: Педагогика, 1986.
  64. Энциклопедия для детей: Астрономия. М.: Аванта+, 1998.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...