Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

пятница, 11 февраля 2011 г.

Профессиональный имидж учителя как составная часть педагогической техники

Сегодня много говорят о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – учитель, врач, политик, актер и т.д. Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. В чем же отличие имиджа учителя, к примеру, от имиджа политика? По мнению многих педагогов и психологов, в основополагающей функции: способствовать обеспечению высокого качества обучения и воспитания. Имидж учителя рассматривается как составляющая его педагогической техники.
Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе, имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, без искусства учителя, проявляющегося во взаимодействии с учениками, предъявлении и принятии учебных задач и заданий, использовании средств обучения, ежеминутного владения ситуацией урока.
Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает.
Мне импонируют мысли известного российского имиджмейкера Елены Русской (среди ее клиентов – И.Тальков, С.Пенкин, М.Горбачев) о том, что имидж необходимо создавать внутри себя, устраняя ненужные комплексы, вырабатывая определенные манеры, привычки, образ мыслей. Мысли и самоощущения влияют на выражение лица, глаз, походку, голос, жесты, манеру сидеть, стоять, смотреть, говорить.
По своему опыту знаю, что визуальный образ учителя «работает» первые пять минут урока, а дальше внимание детей держит личность учителя. Но все же педагогу необходимо соблюдать общепринятые нормы в одежде, прическе, макияже, чтобы не отвлекать внимание на ненужные детали. Вспоминаю недавно посещенный урок одного из педагогов города, примерно половину урока я разглядывала всевозможные заколочки, которых было 8 штук (я смогла их сосчитать к концу занятия!) в ее креативной прическе. Деловой стиль одежды, практикуемый у нас в гимназии, подчеркивает корпоративную культуру, фирменный стиль. Не стоит от него отказываться в угоду критикующим. Имидж состоит из суммы: визуальный образ (костюм, прическа, манеры, мимика), акустический (тембр, сила голоса, высота, темп речи, особенности – придыхание, картавость…) и внутренний (темперамент, настроение, способ мышления, духовная практика). В зависимости от того, в какой мере учитель владеет искусством создания своего образа, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Жаль, что в педагогических вузах не преподают актерское мастерство, не ставят голос, не учат плавности движений. Это либо дается от природы, либо вдумчивый учитель постигает азы своей профессии непосредственно в практике.
Разговаривая с детьми, выяснила для себя элементы в имидже учителя, которые им кажутся наиболее привлекательными, и поняла, что внешняя сторона волнует их в значительно меньшей степени, чем внутренний мир педагога. Первое, что отмечают старшеклассники, это оптимизм, полноту и вкус к жизни, которые должен демонстрировать учитель. «Он должен хотеть изменить мир к лучшему, а не только учить нас формулам и алгоритмам!»
Иметь симпатичную внешность. Плохо, когда насуплены брови, опущены уголки рта, сердитая складка у бровей. Часто ли вас на улице останавливают прохожие и обращаются с вопросом «Как пройти? Который час?» Люди в таких случаях склонны выбирать тех, которые им кажутся более открытыми к общению.
Большая беда сегодняшних школ – это нехватка учителей – мужчин и преобладание учителей – женщин, подавляющих своеобразие своего пола. Присутствует некое серое «Оно», а сказывается данное обстоятельство не лучшим образом на воспитании детей. Чем больше я женщина – тем лучший педагог. Непривычно, а для многих спорно.
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом. Это один из самых надежных способов договориться с другими. Вылечиться от нелюбви к себе – советуют психологи. Научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Крик никогда не был эффективным способом общения. Эмоции возникают на острие конфликта, но не помогают решать его. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией— она тоже входит в педагогическую технику.
Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП). В том и состоит моя работа, чтобы понимать – по тому, как посмотрели, когда взяли ручки, когда улыбнулись – то ли я произношу, привожу ли убедительные примеры, те ли даю иллюстрации. Обычно есть ребенок – «индикатор», по реакции которого сверяю эффективность урока. Всегда надо помнить, что учитель - публичная профессия, а значит, есть свидетели деятельности.
Хочу закончить цитатой из педагогического журнала, в котором много печатают о модернизации образования, о внедрении новых технологий. «Установлено, что единственный параметр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования, – это уровень взаимодействия учителя и ученика на уроке, что, в свой черед, зависит от квалификации педагога. Отсюда следует важный вывод: образовательная система не может быть лучше учителей, которые её составляют». К.М. Ушаков. Парадоксы МакКинси.//Директор школы. 2008, № 6. С.6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...