Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Шесть вопросов — море ответов

Из: Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72.
Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы.
Джеймс Тарбер
Один мудрый человек как-то сравнил знак вопроса с крючком, на который ловятся идеи. Мы закидываем этот крючок и некоторое время ждем — вдруг что-то выловим? Искусству задавать вопросы в прошлые времена уделялось пристальное внимание. В различных духовных школах уровень развития адепта определялся во многом по тому, насколько хорошо он умеет спрашивать.
На хороший вопрос всегда интересно отвечать. «Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы законы ты издавал, как бы укреплял и защищал крепость?» На эти вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: «Какова система управления средневековым городом?» Даже ни разу не взглянув в учебник истории, ребенок может представить себя на месте правителя, мореплавателя, путешественника. Почему? Потому что это интересно! Потом уже ему самому захочется сравнить свои фантазии с соответствующими главами учебника. Когда вы разгадаете кроссворд, вам ведь захочется сравнить ваши предположения с правильными ответами?
Всегда приятнее отвечать на вопросы, когда вы уверены, что ответ лично вам ничем не угрожает. В школе многие дети привыкли к тому, что если учитель о чем-то спросит, значит, он уже знает ответ. И не дай бог ученик ответит что-то не то!
Вспомните, как вы сами сидели за школьной партой и, не моргая, следили за скользящей по классному журналу авторучкой учителя. Вот она остановилась! Вы еще не верите своим ушам, но ваше тело уже само поднимается из-за парты, только учитель произнес вашу фамилию. «Расскажи нам о развитии производственных сил в Германии в середине XIX века! А мы послушаем!» — в памяти проносятся обрывки фраз, картинки из учебника, а затем вы облекаете в слова все, что помните по этому вопросу. На этот раз обошлось. Вы садитесь на место. Но ведь могли и не вспомнить.
Ясно, что подобные вопросы не способствуют пробуждению интереса к учебе.
Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Педагоги и психологи с давних пор стремились создать классификацию всех вопросов. Это нужно было для практических целей. Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.
Мы решили использовать классификацию вопросов американского психолога Бенджамина Блума, немного видоизменив и упростив ее.
Итак, существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей.
• Простые вопросы.
• Уточняющие вопросы.
• Вопросы-интерпретации.
• Оценивающие вопросы.
• Творческие вопросы.
• Практические вопросы
.
Далее привожу выдержки из книги:
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ.  

...начинается со слов «Насколько я понял...», «Правильно ли я вас поняла, что...», «То есть вы говорите, что...», «Я поняла, что ты сказал о...» и т.д. Такие вопросы называются уточняющими или вербализацией. Мы как бы говорим: «Мне кажется, я вас понял... Можно я скажу, как я это понял, а вы уточните?»

Вопросы-интерпретации: Некоторые учителя считают, что подобный тип вопросов уместнее всего использовать на уроках литературы или психологии. В самом крайнем случае, на уроках биологии и географии («Если бы вы были птицей, живущей в средней полосе России, куда бы вы улетели на зиму?»). Разумеется, по большому счету, это так и есть. Тем не менее, на других предметах, а также — везде, где можно выделить какой-то мотив (к решению задачи, примера и т.д.), могут быть использованы и вопросы-интерпретации. («Зачем лично мне нужно знать закон гравитации?»)

Оценивающие вопросы: Иногда для развития способности к осознанию эмоциональной стороны мышления педагоги и психологи используют упражнение «горячий стул». Оно заключается в следующем. В какой-то момент ведущий останавливает занятие и просит кого-нибудь из участников выразить свои эмоции по тому или иному поводу. « Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?», «Как ты относишься к этому герою?», «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?» и т.д.
 
Вопросы, которые направлены на развитие творческого мышления, называют творческими. 
«Если бы Менделеев не увидел во сне Периодическую Систему химических элементов, что бы изменилось в этой науке?»

Почерпнула много интересного, прочитав эту книгу. Методические приемы успешно включаю в канву урока, они обогащают процесс мыслетворчества детей. Рекомендую книгу, как хорошее педагогическое издание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...