Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

понедельник, 16 мая 2011 г.

Всемирное культурное и природное наследие

"Проблемы научно обоснованного природопользования" - так звучит одна из тем курса естествознания в 11 классе. Предлагаю изучать эту обширную и трудную тему в профильном гуманитарном классе через культурологический подход к изложению материала. Ввожу в контекст занятия актуальную информацию о выдающихся культурных и природных ценностях, составляющих достояние всего человечества. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Россия подписала Конвенцию в 1988 году.
Основная цель Конвенции – привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.
Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия. Теоретический материал по проблемам научно обоснованного природопользования закрепляю в ходе практикума "Составление туристического маршрута по объектам России, представленным в Списке всемирного наследия". Для проведения практикума подготовила кейс: текстовый информационный материал, географический атлас России, печатную физическую карту России в черно-белом варианте, коллекцию фотографий. Работа идет на уроке в группах с использованием компьютеров. 
Группа получает следующее задание:
1. Изучить информационные материалы.
2.Составить оптимальный туристический маршрут по выбранным объектам (перечень объектов для каждой группы может выбрать учитель, чтобы охватить все, или предложить учащимся выбрать объекты по их желанию, оптимальное количество объектов для работы 8-10). Отметить его на печатной карте.
3.Составить презентацию с целью ознакомления с объектами на туристическом маршруте.
4.Представить работу группы всему классу.
Цель познакомить учащихся с выдающимися культурными и природными ценностями России достигается через деятельностный подход. Особо хочу отметить межпредметный характер урока, поскольку учащиеся представляя свои туристические маршруты, вспоминали материал по истории, географии, мировой художественной культуре. В канву рассказа вплетали свои собственные впечатления о посещенных местах, философские и литературные цитаты, исторические сведения. Урок проходит в положительной эмоциональной обстановке, что также важно в конце учебного года для одиннадцатиклассников.
В посте от 11 мая я предлагаю для просмотра одну из созданных учащимися на занятии презентаций, привожу информационный блок.


Всемирное культурное и природное наследие
Всемирное наследие (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial) – выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.
Статус объекта всемирного наследия дает следующие преимущества:
1.      Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов.
2.      Повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений.
3.      Способствует популяризации включенных в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма).
4.      Обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия.
5.      Способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.
По состоянию на апрель 2009 года, в Списке всемирного наследия 878 объектов (в том числе 679 культурных, 174 природных и 25 смешанных) из 145 стран. Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ратифицировали 186 государств.
Для того, чтобы сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своем рода, а также из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально существовали только критерии для объектов культурного наследия – этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления равновесия появились четыре природных критерия. И, наконец, в 2005 году, обе группы критериев были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своем описании хотя бы один из них.
Культурологические критерии:
1.      Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения
2.      Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
3.      Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
4.      Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
5.      Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
6.      Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность (по мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо еще критерием или критериями).
Природные критерии:
1.      Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
2.      Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.
3.      Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
4.      Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.
По данным на апрель 2009 года, Россия представлена в Списке всемирного наследия следующими объектами:
1) Московский Кремль и Красная площадь (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
2) Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
3) Погост Кижи (культурные критерии: 1, 4, 5; год включения в Список: 1990).
4) Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 1992).
5) Историко-культурный комплекс Соловецких островов (культурные критерии: 4; год включения в Список: 1992).
6) Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (культурные критерии: 1,2, 4; год включения в Список: 1992).
7) Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (культурные критерии: 2, 4; год включения в Список: 1993).
8) Церковь Вознесения в Коломенском, Москва (культурные критерии: 2; год включения в Список: 1994).
9) Девственные леса Коми (природные критерии: 7, 9; год включения в Список: 1995).
10) Вулканы Камчатки (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996, 2001).
11) Озеро Байкал (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996).
12) «Золотые горы Алтая» (природные критерии: x; год включения в Список: 1998).
13) Западный Кавказ (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 1999).
14) Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (культурные критерии: 2, 3, 4; год включения в Список: 2000).
15) Куршская коса (трансграничный объект; культурные критерии: 5; год включения в Список: 2000).
16) Ансамбль Ферапонтова монастыря (культурные критерии: 1, 4; год включения в Список: 2000).
17) Центральный Сихотэ-Алинь (природные критерии: 10; год включения в Список: 2001).
18) Убсунурская котловина Перевал Бугузун, въезд в Тыву из Горного Алтая (трансграничный объект; природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2003).
19) Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (культурные критерии: iii, iv; год включения в Список: 2003).
20) Ансамбль Новодевичьего монастыря, Москва (культурные критерии: 1, 4, 6; год включения в Список: 2004).
21) Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2004).
22) Исторический центр Ярославля (культурные критерии: 2, 6; год включения в Список: 2005).
23) Геодезическая дуга Струве (трансграничный объект; культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 2005).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...