Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

понедельник, 2 мая 2011 г.

Экология. Цивилизация. Культура.


В старшей школе помимо базовых и профильных предметов вводятся элективные курсы.  Элективные курсы – обязательные учебные курсы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Цель введения элективных курсов: создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения
В гимназии №57 города Кургана сложилась стабильная система элективных курсов, выполняющих различные функции. В течение трех лет преподаю курс естественнонаучной направленности «Экология. Цивилизация. Культура» для гуманитарных и социально-экономических профильных классов (автор В.М. Назаренко, опубликован в журнале «Вестник АсЭко» №1-2 за 1995 год).
 Данный курс способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Предлагаемый интегрированный курс представляет собой высокого уровня обобщение знаний об окружающем мире, о месте человека в нем и направлен на воспитание в каждом школьнике чувства ответственности за будущее планеты.
Основная цель курса заключается в объединении и систематизации разрозненных знаний по предметам естественного и общественно-гуманитарного цикла, раскрывающих характер взаимоотношений и взаимодействия природы и человека, как в дальнем историческом прошлом, так и на современном этапе.
Ведущей идеей курса является мировоззренческая установка: «Человек – часть природы, с ней он един, и от нее неотделим. Переход к идеологии космического человека – мудрого творца своего бытия, нравственное совершенствование самого человека есть непременное условие выживания человеческого рода. В этой связи нравственный аспект курса является его лейтмотивом.
Основные разделы курса:
·        Историко-философские аспекты отношения «человек (общество) – природа»
·        Развитие природных систем в условиях антропогенного влияния
·        Связь глобальных проблем человечества с состоянием природной среды, их взаимовлияние
·        Космос в человеке
Данный курс вполне может обеспечить условия для успешной образовательной активности учащихся. При проведении элективного курса используются новые информационные технологии. Небольшая наполняемость групп позволяет проводить занятия с использованием Интернет-ресурсов: виртуальные экскурсии по музеям и городам мира, просмотр фильмов и др.
Практико-ориентированный аспект состоит в развитии творческих способностей учащихся, самостоятельности их мышления, умений моделировать и анализировать различной сложности экологические задачи.
        Активно использую эвристические способы обучения:
·        Метод эвристического диалога
·        Проблемные задания
·        Задания поискового типа
·        Учебная конференция
·        Сочинить сказку, сценарий
·        Решить реальную проблему, которая существует в науке
·        Исследование исторических фактов
·        Провести урок в роли учителя
Наиболее привлекательные с точки зрения детей темы курса:
·        Каноны красоты человеческого тела,
·        Ценностное отношение к здоровью,
·        Природа в контексте культуры,
·        Отношение к животным,
·        Экология города: исторические параллели
·        Космическая экология
Данный курс обеспечивает условия для успешной образовательной деятельности учащихся, результатом его освоения являются межпредметные рефераты с мультимедийными презентациями, научно-исследовательские работы, социальные проекты, публикации и др. Курс востребован учащимися, высоко ими оценивается, в дальнейшем буду публиковать на блоге наиболее интересные работы учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...