В старшей школе помимо базовых и профильных предметов вводятся элективные курсы. Элективные курсы – обязательные учебные курсы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Цель введения элективных курсов: создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения
В гимназии №57 города Кургана сложилась стабильная система элективных курсов, выполняющих различные функции. В течение трех лет преподаю курс естественнонаучной направленности «Экология. Цивилизация. Культура» для гуманитарных и социально-экономических профильных классов (автор В.М. Назаренко, опубликован в журнале «Вестник АсЭко» №1-2 за 1995 год).
Данный курс способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Предлагаемый интегрированный курс представляет собой высокого уровня обобщение знаний об окружающем мире, о месте человека в нем и направлен на воспитание в каждом школьнике чувства ответственности за будущее планеты.
Основная цель курса заключается в объединении и систематизации разрозненных знаний по предметам естественного и общественно-гуманитарного цикла, раскрывающих характер взаимоотношений и взаимодействия природы и человека, как в дальнем историческом прошлом, так и на современном этапе.
Ведущей идеей курса является мировоззренческая установка: «Человек – часть природы, с ней он един, и от нее неотделим. Переход к идеологии космического человека – мудрого творца своего бытия, нравственное совершенствование самого человека есть непременное условие выживания человеческого рода. В этой связи нравственный аспект курса является его лейтмотивом.
Основные разделы курса:
· Историко-философские аспекты отношения «человек (общество) – природа»
· Развитие природных систем в условиях антропогенного влияния
· Связь глобальных проблем человечества с состоянием природной среды, их взаимовлияние
· Космос в человеке
Данный курс вполне может обеспечить условия для успешной образовательной активности учащихся. При проведении элективного курса используются новые информационные технологии. Небольшая наполняемость групп позволяет проводить занятия с использованием Интернет-ресурсов: виртуальные экскурсии по музеям и городам мира, просмотр фильмов и др.
Практико-ориентированный аспект состоит в развитии творческих способностей учащихся, самостоятельности их мышления, умений моделировать и анализировать различной сложности экологические задачи.
Активно использую эвристические способы обучения:
· Метод эвристического диалога
· Проблемные задания
· Задания поискового типа
· Учебная конференция
· Сочинить сказку, сценарий
· Решить реальную проблему, которая существует в науке
· Исследование исторических фактов
· Провести урок в роли учителя
Наиболее привлекательные с точки зрения детей темы курса:
· Каноны красоты человеческого тела,
· Ценностное отношение к здоровью,
· Природа в контексте культуры,
· Отношение к животным,
· Экология города: исторические параллели
· Космическая экология
Данный курс обеспечивает условия для успешной образовательной деятельности учащихся, результатом его освоения являются межпредметные рефераты с мультимедийными презентациями, научно-исследовательские работы, социальные проекты, публикации и др. Курс востребован учащимися, высоко ими оценивается, в дальнейшем буду публиковать на блоге наиболее интересные работы учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий