Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

пятница, 19 августа 2011 г.

О преподавании естествознания в профильных классах


Рассматривая варианты введения в учебный план гимназии курса естествознания для социально-гуманитарных и социально-экономических профильных классов, просмотрела достаточно много материалов в Интернете. На тот момент (около 4 лет назад) в Курганской области не было подобного опыта введения этого курса, мы вынуждены были искать пути самостоятельно. И вот совсем недавно прочитала статью
Демидовой М.Ю. "ПРЕПОДАВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ КУРСОВ в 2009/2010 учебном году", порадовалась, что нашли верный путь и уверенно идем дальше. Привожу небольшую выдержку из данной статьи.
 

Естествознание 10-11
В 10-11 классах старшей школы уже после изучения систематических курсов физики, химии и биологии интегрированный предмет «Естествознание» может изучаться в классах гуманитарного профиля. Однако при выборе такой модели обучения следует понимать, что естествознание не представляет собой «урезанную сумму» физики, химии и биологии. Изучение этого курса не даст возможности учащемуся подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по какому-либо из перечисленных выше естественнонаучных предметов. 
Минимальное количество учебного времени, отводимое на изучение естествознания, составляет 3 учебных часа в неделю в течение двух лет. В настоящее время существует лишь один учебно-методический комплект, по которому можно преподавать естествознание в 10-11 классах. Однако следует отметить, что он хорошо подготовлен, имеет достаточно подробные рекомендации для учителей и многочисленные дополнительные материалы для подготовки к урокам.
Однако можно не ограничиваться тем взглядом, который предлагается на преподавание естествознания авторами именно этого учебно-методического комплекта.
Обязательный минимум содержания, определяемый стандартом естествознания, включает главные достижения естественных наук (ключевые идеи, открытия) и их практическую реализацию в технике и технологии (энергетика, средства коммуникации, создание новых материалов, биотехнологии, медицина). Внутренняя логика стандарта состоит не в том, чтобы представить фундаментальное (теоретическое) знание, а наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, наших знаниях о самих себе. При этом основные умения, ожидаемые от выпускников и формулируемые в виде требований к уровню их подготовки, сводятся, главным образом, к ориентации в научных понятиях, работе с информацией естественнонаучного характера, владении некоторыми элементами исследовательского метода, использованию знаний в практических ситуациях.
Примерная программа по естествознанию составлена таким образом, что каждый из ее разделов можно отнести к той или иной области знаний.
o   Физика: Дискретное строение вещества (22 ч.); Физические поля (24 ч); Кванты (12 ч.); Эволюция Вселенной (12 ч.);
o   Химия: Химическое вещество и химическая реакция (16 ч.); Природные и синтетические соединения (14 ч.);
o   Биология: Клеточное строение живых организмов (16 ч.); Генетическая информация (18 ч.); Эволюция и биосистемная организация жизни (14 ч.);
o   Система наук о природе и естественнонаучная картина мира (10ч.);Наиболее общие закономерности природных систем (22 ч.).
Данный курс может быть разделен между учителями физики и биологии/химии. При этом два педагога будут иметь примерно одинаковую нагрузку. В настоящее время наиболее оптимальный путь перехода на преподавание курса «Естествознание» в классах и школах гуманитарного профиля — это одновременная подготовка двух учителей (физики и биологии).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...