Мария Семёнова – автор
знаменитого романа «Волкодав» и множества других исторических и приключенческих
книг – увлекательно и доступно рассказывает о древних славянах. Какие факторы,
влияющие на выбор места для города, приводит в своем тексте автор? Как вы
считаете, а какие факторы выбора места поселения людей актуальны в современном
мире, а какие условия будут учитывать в будущем?
В современной терминологии «город» –
это «крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и
культурный центр» (Словарь С. И. Ожегова). Далеко не всякий, даже большой
населённый пункт в нашей стране именуется «городом». Между тем, в языке древних
славян «городить, городити», значило «огораживать», а стало быть, «городом»
именовалось «то, что огорожено», а также сама ограда – тын, крепостная стена,
линия укреплений. О тех временах нам отчасти напоминает наш «огород». Кстати,
по-белорусски он так и называется – «город».
Слова, родственные
«городу» и в той или иной степени близкие ему по значению, существуют во многих
языках, и не только славянских, например в литовском, готском, древнеиндийском
и древнеисландском. Этимологи возводят все их к древнейшему индоевропейскому
корню, имевшему значение «охватывать, огораживать».
Укреплённый
городок, выстроенный на высоком мысу, нередко являлся резиденцией
профессиональных воинов племени и, в случае опасности, убежищем для жителей,
обитавших в мирное время в неукреплённых селениях, расположенных в более
подходящих для повседневной жизни местах. Такие городки (их великое множество
возникало в славянских землях в VIII—Х веках) становились центрами общественной
жизни племени. Всё в них было подчинено племенным нуждам: в крепости помещалось
святилище, площадка для народных собраний и кладбище, а ремесленники
обслуживали в первую очередь ближнюю округу – это подтверждают археологические
раскопки. Со временем, при благоприятных условиях, юные города перерастали
племенные рамки, приобретали общерусское и даже мировое значение. Если же
условий не было, город как бы останавливался в росте, а иногда попросту хирел,
превращаясь в обычное сельское поселение, либо исчезал вовсе, становясь
городищем. Такова, например, история племенного центра древлян – города
Искоростень.
Совсем
другие, по сравнению с племенными центрами, поселения образовывались в выгодных
точках торговых путей: по берегам удобных заливов, при устьях рек, возле речных
порогов, у оживлённых переправ. Словом, там, где скрещивались сухопутные и
водные дороги, где волей-неволей задерживались купцы и местное население получало
возможность что-нибудь купить или продать, а также предложить путешественникам
какие-либо услуги – разумеется, платные. Слово «торг» не случайно задержалось в
названиях некоторых старинных городов – например, «Торжок». Заметим, что
славяне не только принимали у себя иноземных «гостей», но и сами ездили весьма
далеко. В частности, специалисты возводят к славянскому «торг» название
финского города Турку. Славянское «торг» перешло в язык древних скандинавов со
значением «рынок». А вот корень «куп», звучащий в русском «купить» и названиях
населённых пунктов с окончанием «-чёпинг», «-кёпинг», во множестве разбросанных
по скандинавскому побережью (взять хотя бы Нючёпинг в Швеции), был, как и сама
купля-продажа, поистине интернациональным.
Поселения
на торговых путях изначально носили промышленно-торговый характер, население же
зачастую принадлежало не то, что к разным славянским племенам – вообще к разным
народам. Яркий пример тому – древняя Ладога на реке Волхов, на оживлённейшем
торговом пути. Здесь исстари бок о бок уживались финно-угры, славяне и
скандинавы…
Ремесленники,
работавшие в таких городах, учитывали требования международного рынка и
заводили дальние экономические связи. Учёные пишут, что возникновение городов
на торговых путях было общеевропейским явлением: эти города не зависели от
местных племенных объединений и вообще были плохо связаны с округой.
Первоначально они не имели и укреплений. Однако были очень лакомыми кусочками и
для разбойников, и для военных вождей с их дружинами. Рано или поздно наступал
момент, когда тот или иной предводитель (порой – пришлый, иногда даже –
иностранный) брал город под свою защиту. Конечно, не без выгоды для себя.
Возможно, как раз такой момент отражён в летописном сказании о «призвании»
князя Рюрика с его варягами: не исключено, что его обязанности изначально
состояли в обороне города от морских разбойников.
Города,
возникавшие на торговых путях, нередко переживали расцвет или упадок вместе с
этими путями.
Конечно,
древнерусские города редко возникали «в чистом виде» как племенной центр или
торговый пункт: обычно действовало много факторов сразу. Но так или иначе, к
VIII–IХ векам небольшие городки, расположенные по высоким местам, хорошо
укреплённые земляными и деревянными стенами, превратились в неотъемлемую черту
ландшафта всех восточнославянских земель, на севере и на юге. По мнению
специалистов, в наиболее плотно заселённых местах расстояние между ними
составляло 40–50 км. Легко представить себе, какое сильное впечатление
производили эти основательные, населённые талантливыми ремесленниками и
отчаянными воинами крепости на путешествовавших по нашим рекам скандинавских
викингов – воителей и торговцев. Не зря они прозвали страну восточных славян
«Гардарики» – «Страна Городов». С поправкой на древний смысл слова «город» (и
родственного ему через общие корни скандинавского «гард»), это название,
впрочем, скорее стоит переводить на современный язык как «Страна Крепостей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий