Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

пятница, 22 июля 2011 г.

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций

На конкурсе лучших учителей Курганской области 2011 года я представляла свой опыт по теме
"Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций", текст выступления на очном этапе представляю ниже. А это слайд - презентация, которую показывала во время выступления. Описание методической системы расположено на сайте гимназии №57 города Кургана, посмотреть можно здесь 2010-11 учебный год, новости.
 1.О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, справедливо писал А. Тарковский:
Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…
И это естественно. На смену «тем вещам» пришли другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений.    В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность.

2.Выбранная мной тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций.
3.Сегодня учитель и ученики проходят общий путь становления информационно-коммуникативных компетенций, связанный с активным внедрением в учебный процесс компьютерных средств обучения, телекоммуникационной деятельности. Ключевыми в характеристике компетенций становятся слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
4.Современные информационные технологии позволяют мне по-новому выстроить свою методическую систему, рассматривая их как важнейший инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся, и, что не менее важно – ключевых компетенций учителя, предоставляют большие возможности в развитии творчества.

5.На протяжении трех лет гимназия является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении». Свою методическую систему выстраиваю, максимально учитывая специфику своего предмета и направления данного эксперимента, руководителем которого являюсь.

6. Школьная биология была и остается важным звеном в системе общего образования. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках естествознания и биологии, обеспечивает возможности развития всех ключевых компетенций.

7.Предоставляя детям разнообразные приемы и формы работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, стараюсь обеспечить каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху. Представляю результаты обучения по биологии и естествознанию в своих  классах.

8.Основываясь на компетентностном подходе, главной задачей считаю повышение качества образования через повышение мотивации к обучению. Ежегодно провожу совместно с психологом гимназии диагностические процедуры по отслеживанию уровня формирования мотивации и уровня сформированности общеучебных умений и навыков.

9. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников. Активно занимаясь их внедрением, прошла несколько этапов информатизации своего предмета.

10.В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу большую часть уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Благодаря интерактивным методам, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.

11. В этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.

12.Отмечаю рост числа творческих работ, созданных с использованием программ PowerPoint, Office Publischer, Office Access, Paint, платформ и серверов Интернет. Мною ведется систематическая работа по развитию творческого потенциала учащихся, увеличению количества обучающихся, вовлеченных в проектную, исследовательскую деятельность.

13.Обязательным условием успешного обучения считаю публичные выступления школьников, презентующих созданные ими образовательные продукты, начиная с небольших сообщений по теме урока, мультимедийных презентаций, продолжая блогами и сайтами в сети Интернет, серьезными исследовательскими работами.

14. Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах по биологии разного уровня, где показывают стабильные результаты, становятся призерами. Особенной популярностью среди детей пользуются дистанционные олимпиады Центра «Эйдос», Международная олимпиада по основам наук УрФо, областная заочная олимпиада и др. В 2008-2009 учебном году организовала гимназическую дистанционную олимпиаду по биологии на сайте гимназии, которая вызвала интерес учащихся.

15.Работа с одаренными детьми требует дополнительных сил, времени и знаний учителя. Но отдача от этой работы велика, а результат не только сиюминутный, но часто отдален во времени – показатель успешности личности.

16.Основными направлениями работы с одаренными детьми выбрала: организацию научно-исследовательской деятельности учащихся; поддержку участия в олимпиадах, конкурсах; организацию проектной деятельности. В систему работы с одаренными детьми входит разработка и реализация индивидуальных программ обучения биологии для отдельных учащихся, проявляющих повышенную мотивацию к изучению предмета.
Придаю большое значение индивидуальным занятиям с такими детьми, а также продвижению инновационных образовательных продуктов, созданных в процессе проектной деятельности. С 2007 года руковожу работой гимназического научного общества учащихся «Три кита».

17.Применение ИКТ в исследовательской деятельности позволяет увеличить ее эффективность и качество. Серьезное  значение в последний год приобрела цифровая лаборатория «Архимед», которую получила гимназия в рамках инновационного областного проекта «Малая академия наук». С группой учащихся 6-го класса изучаю возможности цифрового микроскопа, сделали практическую часть исследовательской работы по отряду Чешуекрылые, включающую коллекцию фотографий крыльев бабочек, слайд-шоу, видео съемку живых объектов. Работаю над составлением инструктивных карточек для изучения различных природных объектов.
18.Говоря о новых информационных технологиях, необходимо сказать о роли Интернета. Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто напрямую общаться с другими пользователями.
Для удобства работы я создала каталог сайтов с перечнем виртуальных лабораторных работ и интерактивных заданий.

19.Наиболее эффективной формой внедрения телекоммуникаций в образовательный процесс стало проведение учебных образовательных телекоммуникационных проектов, построенных на активной творческой совместной деятельности учащихся одной школы, разных городов, стран.
20.Вместе с коллегами осуществила два международных интернет - проекта «Виртуальная классная комната» по теме «Животные и растения наших регионов» и «Двери в дипломатию» по теме «Вода в России». В четвертой четверти этого учебного года запустила
21. собственный телекоммуникационный проект для учащихся 6 классов в поддержку изучения темы «Классификация растений» - «Царство Флоры». ссылка
22.Для представления своего педагогического опыта создала в 2010 году личный блог, который действует как полноценный интерактивный сайт «Уроки естествознания».

23.Особо хочу отметить не вошедший в модель методической работы компонент – виртуальный личный кабинет учителя. Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. По моей инициативе в локальной сети гимназии в 2010 году был создан виртуальный методический кабинет. Где практически каждый учитель, в том числе и я, имеет личный кабинет. В нем представлены программно-методические продукты, обобщение опыта учителей и др. В сети Интернет создала блог кафедры дисциплин естественнонаучного цикла гимназии, часть методического опыта стала доступна всему педагогическому сообществу.

24.Особыми вехами в своем профессиональном развитии считаю три конкурса муниципального, регионального и федерального значения. Являюсь победителем городского конкурса «Учитель года 2004» в номинации «Классный руководитель».

25. Успехи и достижения моих классов и отдельных обучающихся постоянно привлекают внимание общественности города, области, страны. Деятельность учащихся находит отражение в публикациях средств массовой информации, в том числе Интернет-изданиях.

26.С 2002 года успешно применяю в воспитательной работе технологию социального проектирования. Разработаны и реализованы социальные проекты «Преодоление», «Милосердие», «Духовные истоки Зауралья», которые стали традицией в гимназии, что говорит о их высокой социальной значимости и привлекательности для детей.

27. Подводя итог, хочу сказать, что профессия учителя биологии требует широкой эрудиции, серьезных практических умений и навыков. Без увлеченности своей наукой учитель не сможет добиться успеха в обучении биологии и, главное, в воспитании на ее материале. «Хочешь наукой воспитать ученика, писал Л. Н. Толстой, – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...