Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

суббота, 18 июня 2011 г.

Моя педагогическая философия

Детей обучайте и готовьте к жизни не для
 своего времени, в которым вы живите, а для

 будущего, потому что они пришли не в вашем,
а в другом обществе жить.
Ризаэддин бине Фахретдин.

Встретила на днях своего профессора Михаила Климентьевича Лисицына, как и много лет назад руководит педагогической практикой студентов. Именно он в институте познакомил меня с азами педагогики, и как ни странно, вел у нас предмет «Безмашинное изучение ЭВМ». Что это такое не знаю до сих пор! Но постулаты педагогики навсегда остались в памяти. Главный из них: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Адольф Дистервег» В тот момент мы не задумывались о том, что «умные машины» придут в каждый дом, и чтобы соответствовать своим ученикам и стилю времени, мне придется изучать информационные технологии. А мои школьники будут учить меня, как создавать блоги, заводить электронные ящики, находить полезные контакты в Интернете. Теперь своим примером, как и мой профессор, я учу ребят не боятся «вызовов времени», воспитываю желание самостоятельно мыслить и принимать реалии нового информационного общества, в котором им предстоит жить. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде.
Общеизвестно, что «личность воспитывает личность». Личность учителя остается главной притягательной силой для ученика. Именно учитель создает вокруг себя атмосферу увлеченности, творчества, познания. Невозможно делать то, что не любишь. Невозможно увлечь предметом, который не любишь. Учась в школе, никак не могла решить, какой же предмет буду вести в будущем: биологию или литературу. Биологию люблю, как науку. А моя учительница литературы Тамилла Антоновна Рахманова покоряла своей необыкновенной увлеченностью, как сейчас говорят, сильнейшей харизмой. Выбрала биологию, но не расстаюсь с литературой, историей и искусством. Телекоммуникационные проекты, осуществляемые вместе с детьми, позволяют интегрировать эти предметы.
«Тайна образования лежит в уважении в ученику» - Р.У. Эмерсон, американский философ, эссеист, поэт. Уважению к личности каждого ребенка научил меня своим примером самый дорогой человек – мой папа. Есть художники и философы «от бога», а он учитель «от бога». Анатолий Федорович Долгушин много лет проработал в Белозерской средней школе учителем физики. Так сложились обстоятельства, что еще молодым человеком ему пришлось преподавать физику на французском языке в странах Африки. Главное предназначение учителя – нести свет знаний с любовью к своим ученикам, он исполнил сполна. Какого бы цвета кожа не была у его учеников – черная, смуглая или белая, они одинаково уважали и любили своего учителя.
«До женитьбы у меня было шесть теорий о воспитании детей, теперь у меня шестеро детей и ни одной теории», пошутил более трехсот лет назад английский поэт Джон Уилмот. Как часто мы сталкиваемся с похожими проблемами! В годы ученичества усердно штудировала всевозможные теории, а начав работать в школе с реальными людьми, растущими и развивающимися, вдруг ощутила себя неподготовленной и безоружной. Прошли годы проб и ошибок, прежде чем удалось эффективно и практично распорядиться своим теоретическим багажом. Осознать свою миссию педагога – воспитателя. Великие теории обогатились собственным опытом, личными наблюдениями, размышлениями, слившись в индивидуальную педагогическую философию. Выработанные принципы организации педагогической деятельности упростили принятие многих решений, появилась последовательность и системность в действиях.
Для меня оказались близки главные понятия гуманистической педагогики «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Считаю, что для педагога важно не навязывать готовых решений, а возбудить собственные силы человека, стимулировать его на работу по личностному росту и изменению, которые никогда не знают пределов.
Вопрос о сути профессии задаю себе в переломные моменты жизни, понимаю, что в генетической памяти заложена мудрость нескольких поколений нашей педагогической династии. И я не могу отступить от своего дела, сойти с трудной дороги, что дается не каждому. Наверно, я пришла в этот мир, именно для того, чтобы учить и воспитывать. Быть в вечном поиске, философски осмысливать свое предназначение – значит быть учителем. Я познаю вместе с детьми мир, учусь новым пространствам и технологиям. Моё развитие продолжается, думаю, что могу сказать про себя: я – современный учитель!
Эссе представлено на конкурс лучших учителей Курганской области 2011 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...