Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Физика и поэзия

Отрывок из учебно-методического пособия "Использование художественной литературы на уроках физики" А.Ф.Долгушин, 2002 год.
" Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите, - выхолощенная. Я в нее не верю... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик." Л.Ландау
Известный американский физик И.Раби сказал, что физика - сердцевина гуманитарного образования нашего времени, т.е. физика является важнейшей составляющей культурологического образования человека. В частности, физика имеет прямое отношение к художественной литературе, истории: без знания физики, законов природы трудно глубоко осознать литературное произведение, невозможно понять все тонкости поэтической палитры строк. 
Задача учителя состоит, в частности, в том, чтобы убедить учащихся: кто знает только литературу, только историю, только физику, тот не знает и самой литературы, самой истории, самой физики. Необходимо стремиться к разнообразным знаниям, не забывая при этом физики Ньютона и Эйнштейна, поэзии Тютчева и Пушкина, осознавая, что глубина проникновения в тайны своей профессии во многом определяется знанием фактов, представлений, подходов и методов, почерпнутых из других областей человеческих знаний.
Эпиграф урока
С какой бы любовью мы, учителя, не относились к своему предмету, нужно признать, что интересного и нужного абсолютно всем учащимся учебного материала не бывает. Как начать урок, как привести класс в рабочее состояние?
Одним из приемов является чтение стихов, отрывков из художественных произведений.Я стараюсь подобрать эпиграф, отвечающий содержанию урока. Например, к уроку "Газовые законы" 10 кл
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет. (Л.Куклин)
Начиная тему "Механические колебания" 8,9 класс
Рожденный пустыней
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук,
колеблется воздух
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах 
Колеблется лист.
К уроку "Скорость света, методы ее определения" 11 класс:
Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных, -
Порою только неугасший свет
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных" (И.Бунин)
При проведении демонстрационных и лабораторных опытов, желательно, подчеркнуть роль учащихся, как естествоиспытателей:
В одном мгновении видеть вечность
Огромный мир - в зерне песка
В единой горсти - бесконечность,
И небо в чашечке цветка!
Использование художественной литературы при изучении нового материала
На первых в жизни ребенка уроках физики мы обычно стараемся показать яркие, вызывающие изумление опыты, пробуждая интерес к физике, как науке. Но, к сожалению, в ходе обучения этот интерес снижается, а у некоторой группы учащихся и вовсе утрачивается. Одна из причин в том, что в большинстве учебников материал изложен крайне сухо, не эмоционально или слишком математизировано. Вместо увлекательного изложения используется логическое (безусловно необходимое), но непомерно длинное изложение с восклицательными знаками в конце предложения, которые ничего не значат для большинства детей, не вызывают у них желания понять вопросы и загадки этой науки. Для эмоциональной насыщенности урока, для показа красоты изучаемого явления, для лучшего восприятия материала на уроках физики должна звучать поэзия и музыка, должна присутствовать художественная литература. И тогда физика будет восприниматься, не как скучная, сухая, непонятная наука, где много формул, определений, а как элемент современной культуры.
Приступая к изучению оптических явлений, урок можно начать так: "Свет...Короткое и ,в тоже время, емкое слово. "В слове "свет" заключена вся физика..."- говорил русский физик С.Вавилов. До того, как стала ясна природа света, выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе. Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет...
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
море в блеске голубом,
всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаем."
Домашнее задание после урока "Прямолинейное распространение света" можно предложить такое: а)написать свои образы, ассоциирующиеся с тенью б)найти отрывки из стихотворений, в которых говорится о тени. Пример: И в полдень тень линяет у ног, Как очарованный зверек.
Короткие четверостишия, отрывки прозы, образно и емко описывающие физические явления, закономерности, не оставляют детей равнодушными при решении физических задач. Задачи же "одноходовки", предложенные в учебниках, приводят лишь к манипуляции формулами и к иллюзии усвоения материала, в тоже время отрывки из прозы или поэзии могут стать источником поисковой мыслительной деятельности учащихся. Особенно много таких задач по механике, молекулярной физике, термодинамике, оптике. Например:
1.О Солнце!...Там где тень
От лип густа и ароматна
Бросаешь ты такие пятна,
что жалко мне ступать по ним! (Э.Ростан)
Как объяснить образование круглых светлых пятен в тени деревьев?
2.Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася, - тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась, 
Желанье сердца ей шепнуть.
Как объяснить с позиции термодинамики свечение метеорных тел?

В заключение могу сказать: не надо жалеть несколько минут урока на поэзию, музыку. Любые уроки, в том числе и физики, должны учить доброте, милосердию, чувству красоты, ощущению себя частичкой природы, Вселенной.
Долгушин Анатолий Федорович награжден Почетной грамотой Главного управления образования за успехи в творческом конкурсе авторских и инновационных разработок. Август 2002 г.
Продолжение следует

2 комментария:

  1. Предлагаю эпиграф к уроку по теме "Строение атома", 11 класс: "Атом Бора - это не атом бора, а атом водорода!"

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Владимир Николаевич, принимаем!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...