Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

воскресенье, 30 октября 2011 г.

Рабочая программа по курсу "Естествознание" для 10-11 класса


Данная  рабочая программа составлена с учетом особенностей преподавания курса: разделения материала между двумя учителями - физики и биологии.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений
Авторы: И. Ю. Алексашина, К. В. Галактионов, И. С. Дмитриев, А. В. Ляпцев, И. И. Соколова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      Целевые установки
      В соответствии с концепцией профильного обучения естественно-научные дисциплины занимают важное место в ряду предметов общекультурной направленности, обязательных для освоения на базовом уровне в старшей школе. Согласно Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по естествознанию, цели курса формулируются следующим образом:
  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественно-научной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярных статьях, осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук для развития цивилизации; осознанного отношения к реальности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
  • применение естественно-научных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды.
      Ожидаемые результаты по итогам изучения данного курса соответствуют Требованиям к уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта по естествознанию и в самом общем виде могут быть сформулированы как:
  • способность учащихся критически оценивать информацию естественно-научного содержания;
  • овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о характере научной деятельности;
  • приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.
      
Концептуальные основания
      Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени. Именно поэтому так значимо для человека развитие его естественно-научной культуры.
      Основные черты естественно-научной культуры современного человека — это:
  • целостный взгляд на мир как на систему;
  • ценностный взгляд на мир и место человека в нем (человек — часть природы);
  • эволюционный взгляд на мир — природу и человека в целом;
  • экологический взгляд на мир.
      Современное миропонимание основано на знании о взаимодействиях в системе «природа — человек», которое интегрально отражает мир и объективные связи в нем. Методологическими предпосылками формирования естественно-научного знания в настоящее время служит учение о единстве природы и человека, а также системно-целостный подход к анализу любого феномена природы и человеческой деятельности. Такой подход позволяет установить объективные связи между целями гуманитарного и естественно-научного образования.
      Оценивая в целом роль естественно-научного образования, в настоящее время можно заключить, что оно призвано дать человеку основы естественно-научной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. В целостном виде это отражается в концепции гуманитаризации содержания естественно-научного образования.
      Ведущим направлением гуманитаризации естественно-научного образования является интеграция различных учебных предметов вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Именно на основе интеграции возможен эффективный показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных проблем современности.
      Интеграция выступает как основной механизм гуманитаризации естественно-научного образования. Единой методологической основой гуманитаризации естественно-научного образования является изучение объектов естествознания в системе «природа — наука — техника — общество — человек». Человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественно-научного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа — человек».
      Гуманитаризация образования (т. е. реализация интегративного подхода) призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.
Методологические подходы
      Естествознание — новый учебный предмет. Его особенность в том, что это интегрированный курс, т. е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные учебные предметы моделируют ту или иную область научного познания, например физику, химию, биологию, поэтому они  строятся на базе развития системы понятий данной науки. Интегрированный курс строится иначе. Здесь конкретные предметные знания становятся опорой, средством осмысления тех или иных идей — ведущих идей курса. Именно они определяют логику развития содержания учебного предмета «Естествознание».
   
  Ведущие идеи курса:
  1. Идея единства, целостности и системной организации природы.
  2. Идея взаимозависимости человека и природы.
  3. Идея гармонизации системы «природа — человек».
      Основные особенности интегративного подхода, заявленного в концепции, в дидактическом аспекте:
  • отбор и конструирование содержания курса по принципу гуманитаризации, понимаемому как интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний в системе «природа — человек»;
  • ориентация изучения объектов природы (биосферы) не столько на усвоение конкретных фактов, сколько на осознание взаимосвязей (функциональный подход);
  • реализация структуралистского подхода, позволяющего рассматривать любое явление мира как совокупность элементов;
  • использование дедукции (рассмотрение природы как целостной системы) как ведущего подхода формирования основ современной естественно-научной картины мира;
  • переход от классической системы формирования понятий к уровню интегрального обобщения.
      Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту по естествознанию и во многом повторяет логику стандарта. Согласно этой логике содержание структурируется по двум основным составляющим. Первая из них — современные естественно-научные представления о природе, фундаментальных законах, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношения науки и других компонентов культуры. Вторая составляющая — практическое применение достижений естественных наук в технологии и медицине. При этом задача курса состоит не в том, чтобы всеобъемлюще представить фундаментальное (теоретическое) знание, а в том, чтобы сформировать основы естественно-научной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, знании человека о самом себе.
      Структура интегрированного курса «Естествознание» разработана так, что изучение объектов естествознания осуществляется в системе «природа — наука — техника — общество — человек». Таким образом, интеграция знаний различных предметных областей осуществляется вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Это находит отражение в названиях разделов и тем программы.
СТРУКТУРА КУРСА
      Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства.
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия.
Тема 3. От структуры к свойствам.
Тема 4. Природа в движении, движение в природе.
Тема 5. Эволюционная картина мира.
      Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологий (природа — наука — техника — человек)
Тема 6. Развитие техногенной цивилизации.
Тема 7. Взаимодействие науки и техники.
Тема 8. Естествознание в мире современных технологий.
      Раздел 3. Естественные науки и человек (природа — наука — техника — общество — человек)
Тема 9. Естественные науки и проблемы здоровья человека.
Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества.
Курс естествознания преподают два учителя биологии и физики по следующей схеме: 10 класс – 1 полугодие учитель биологии, 2 полугодие учитель физики; 11 класс 1 полугодие учитель физики, 2 полугодие учитель биологии.
В соответствии с данной схемой материал курса разделен следующим образом:
№ темы
Название темы
Всего часов
всего
теория
практика
10 класс 1 полугодие -51 час
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
1
Структура естественно-научного знания: многообразие единства
12
8
4
2
Структуры мира природы: единство многообразия
12
8
4
3
От структуры к свойствам
6
3
3
5
Эволюционная картина мира
14
10
4

Резерв
Итого
7
51

29

15
10 класс – 2 полугодие – 51 час
2
Структуры мира природы: единство многообразия
16
11
5
4
Природа в движении, движение в природе
16
10
6
5
Эволюционная картина мира
12
5
7
Итого 102 часа
11 класс 1 полугодие -51 час
Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологий
(природа — наука — техника — человек)
1
Развитие техногенной цивилизации
9
5
4
2
Взаимодействие науки и техники
20
12
8
3
Естествознание в мире современных технологий
22
16
6
11 класс 2 полугодие-51 час
Раздел 3. Естественные науки и человек
(природа — наука — техника — общество — человек)-резерв 8 часов
4
Естественные науки и проблемы здоровья человека
29
25
4
5
Естественные науки и глобальные проблемы человечества
14
11
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(210 ч, 3 ч в неделю)
10 класс 1 полугодие
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире (природа — наука — человек)
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства (12 ч)
      Естествознание как наука. Союз естественных наук в познании природы.
      Естествознание в системе культуры.
      Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания.
      Экспериментальные методы в естественных науках: наблюдение, измерение, эксперимент.
      Понятие об экспериментальных научных методах, система и классификация научных методов. Особенности и отличительные признаки наблюдения и эксперимента, роль измерений и количественных оценок в естествознании. Влияние прибора на результаты эксперимента, проблема чистоты эксперимента. Оценка ошибки измерений.
      Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.
      Понятие о теоретических методах исследования. Примеры классификаций и моделей в естествознании. Специфика изучения объектов и роль моделей в изучении микромира; представление непредставимого; статистические исследования, микро- и макропараметры.
      Естественно-научное познание: от гипотезы до теории.
      Особенности исторических этапов развития научной методологии: становление логики и математических методов; становление экспериментального метода в XVII в.; современный гипотетико-дедуктивный метод и «цепочка научного познания».
      Структура научного знания, его компоненты: научный факт, гипотеза, предложенная на основе обобщения научных фактов; эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание.
      Великие эксперименты в естественных науках.
      Практические работы
      Выполнение исследований, иллюстрирующих процесс научного познания (наблюдение, опыт, гипотеза, теория).
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия (12 ч)
Уровни организации живого. Молекулярные основы жизни. Клеточная теория. Общие черты и своеобразие клеток животных, растений, грибов и бактерий. Вирусы. Популяции, их структура и динамика. Принципы организации экосистем. Биосфера как глобальная экосистема.
Преобразование и сохранение энергии в природе. Фотосинтез и метаболизм.  Единство природы. Симметрия. Симметрия в природе. Связь симметрии мира с законами сохранения. Симметрия в микромире. Следствия нарушения симметрии. Симметрия как свойство природных объектов. Спонтанное нарушение симметрии.
      Практические работы
денатурации белка, каталитической активности ферментов.
Тема 3. От структуры к свойствам (13 ч)
      Атомы и элементы. Два решения одной проблемы. Рассказ о двух подходах к решению проблемы природы свойств, предложенных в эпоху Античности Эмпедоклом (теория элементов) и Демокритом (атомистика).
      Второе рождение атомистики. Новые формы атомной теории, развитые в эпоху научной революции XVII в. Р. Бойлем и И. Ньютоном. Механистическое объяснение происхождения свойств веществ.
      Химическая революция XVIII в. Создание кислородной теории горения и дыхания А. Лавуазье в 1770-х гг. Новая трактовка понятия «химический элемент». Исторические эксперименты А. Лавуазье: прокаливание оксидов тяжелых металлов и изучение свойств кислорода и водорода.
      Дж. Дальтон. Синтез новой атомистики и нового элементаризма.
      История создания Дальтоном химической атомистики. Первая шкала атомных весов. Определение химических формул.
      От структуры к свойствам — преобразование информации в живых системах. Генетический код. Матричный синтез белка.
      Классификация в науке. Классификация химических элементов. Биологическая систематика и современные представления о биоразнообразии. Культура и методы классификации в науке.
      Практические работы
      Проведение простейших исследований или наблюдений: определение биологических видов с помощью определителей.
Тема 5. Эволюционная картина мира (14 ч)
      Энтропия. Необратимость.
      Основные закономерности самоорганизации в природе. Открытые нелинейные системы и особенности их развития. Флуктуации, бифуркации, характер развития, примеры самоорганизующихся систем (ячейки Бенара и др.). Причины и условия самоорганизации.
      Самовоспроизведение живых организмов. Бесполое и половое размножение. Самоорганизация в ходе индивидуального развития организмов. Этапы онтогенеза и их регуляция.
      Эволюция природы. Начало мира. Большой взрыв. Происхождение химических элементов. Образование галактик, звезд, планетных систем. Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов. Эволюция планеты Земля. Проблема происхождения жизни.
      Этапы формирования Солнечной системы. Ранняя Земля. Эволюция атмосферы. Гипотезы  происхождения жизни.
      Принципы эволюции живых организмов. Классический дарвинизм и современные эволюционные концепции. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция человека.
      Коэволюция природы и цивилизации.
      Практические работы
      Наблюдение с помощью мультимедийных приложений эффектов, связанных с нарушением симметрии и бифуркациями в открытых нелинейных системах.
10 класс 2 полугодие
Тема 2. Структуры мира природы: единство многообразия (30 ч)
Пространственно-временные характеристики и средства изучения макромира, мегамира и микромира. Шкалы расстояний и временных интервалов в макромире, мегамире и микромире. Структурные элементы материи.
      Эволюция представлений о пространстве и времени.
      Формы материи. Вещество и поле, дискретность и непрерывность. Развитие представлений о веществе и поле. Электромагнитные явления.
      Волновые и квантовые свойства вещества и поля. Фотоэффект. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Наиболее общие законы природы. Законы сохранения энергии, импульса, момента импульса. Понятие о частнонаучных (закон сохранения массы и др.) и общенаучных законах. Формулировки законов сохранения. Понятие об энергии (массе), импульсе, моменте импульса. Примеры природных и других процессов и явлений, описываемых на основе законов сохранения.
Практические работы
      Проведение простых исследований или наблюдений (в том числе с использованием мультимедийных средств) электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта
Тема 4. Природа в движении, движение в природе (17 ч)
      Движение как перемещение. Способы описания механического движения. Относительность движения. Движение под действием сил тяготения. Причины механического движения. Детерминизм механического движения.
      Движение как распространение. Волны. Свойства волн. Звук и его характеристики.
      Движение, пространство, время, материя. Влияние движения и материи на свойства пространства и времени.
      Движение тепла. Основные законы термодинамики. Необратимость термодинамических процессов.
      Статистический характер движения системы с большим числом частиц. Понятие о статистическом описании движения. Объяснение необратимого характера термодинамических процессов. Статистика порядка и хаоса. Природа необратимости движения системы с большим числом частиц.
      Движение как качественное изменение. Химические реакции. Скорости химических реакций. Параметры, влияющие на скорость. Катализ.
      Движение как изменение. Ядерные реакции.
      Движение живых организмов. Молекулярные основы движения в живой природе.
      Практические работы
      Изучение движения планет Солнечной системы, свойств и характеристик звука, скоростей химических реакций.

11 класс 1 полугодие
Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологий
(природа — наука — техника — человек)
(61 ч, 3 ч — резервное время)
Тема 6. Развитие техногенной цивилизации (12 ч)
      Общая характеристика взаимосвязи развития науки и техники.
      Определение техники. Исторические этапы развития технической деятельности человека. Важнейшие технические изобретения с древних времен до становления естественных наук. Феномен техники в культуре. Взаимосвязь техники и естественных наук. Общие черты эволюции природы и эволюции техники. Научно-технический прогресс. Мир современных технологий. Взаимосвязь технологий с экономикой, политикой и культурой. Технологии и современные проблемы развития цивилизации.
Тема 7. Взаимодействие науки и техники (23 ч)
      Механистическая картина мира и достижения механики от Ньютона до наших дней. Золотое правило механики и простейшие механизмы. Колебания. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения момента импульса. Небесная механика. Баллистика. Полеты космических аппаратов и космические исследования. Механика жидкостей и газов. От ветряных и водяных мельниц к современным гидроэлектростанциям и ветровым электростанциям. Подъемная сила крыла. От проекта летательного аппарата Леонардо да Винчи до современной авиационной техники.
      Первое начало термодинамики и конец изобретения вечных двигателей. Второе начало термодинамики и максимальный КПД тепловых двигателей. Особенности работы парового двигателя. Краткое описание работы двигателя внутреннего сгорания. Паровые турбины в современных теплоэлектростанциях. Принцип работы реактивных двигателей.
      Приборы, преобразующие механическое движение в электромагнитное и обратно. Особенности работы электрогенератора и электродвигателя. Преобразование и передача электроэнергии на расстояние. Различные способы производства электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
      Использование радиоволн. Изобретение радио. Принципы радиосвязи в различных диапазонах волн. Радиовещание и телевидение. Радиолокация. Космическая радиосвязь и современная навигация. От изобретения Попова до мобильной связи и Интернета.
      Оптика и связанные с ней технологии.
      Практические работы
      Исследование работы электрогенератора и электродвигателя. Изучение принципов работы мобильной связи. Изучение работы оптических приборов.
Тема 8. Естествознание в мире современных технологий (26 ч)
      Приборы, использующие волновые и корпускулярные свойства света. Оптические спектры и их применение. Лазеры и их применение. Оптические световоды. Фотография — кинематография — голография.
      Ядерные реакции на службе человека. Ядерные реакции, протекающие с выделением энергии. Ядерное оружие. Ядерная энергетика.  Атомные  электростанции. Проблема управляемого термоядерного синтеза как перспектива решения глобальной топливной проблемы. Экологические проблемы ядерной энергетики.
      Усиление и преобразование электрических сигналов. Компьютерная арифметика. Исторический обзор развития компьютеров. Применение компьютеров для различных целей.
      Высокомолекулярные соединения. Природные и синтетические полимеры. Получение новых материалов с заданными свойствами. Биотехнология и прогресс человечества.
      Практические работы
      Проведение простых исследований и наблюдений (в том числе с использованием мультимедийных средств): излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа.
11 класс 2 полугодие
Раздел 3. Естественные науки и человек
(природа — наука — техника — общество — человек)
(39 ч, 2 ч — резервное время)
Тема 9. Естественные науки и проблемы здоровья человека (24 ч)
      Человек как уникальная живая система. Что такое здоровье человека и как его поддерживать. Проблема сохранения здоровья человека (алкогольная зависимость, курение, наркомания). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Биохимические аспекты рационального питания.
      Витамины. Биологически активные вещества. Общие принципы использования лекарственных средств.
      Защитные механизмы организма человека — иммунитет, гомеостаз и их поддержание.
      Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами, их профилактика и методы лечения. Паразиты; профилактика паразитарных болезней. Вирусы и их воздействие на человека (СПИД, грипп, вирусный гепатит и т. д.). Закономерности наследования признаков. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Профилактика наследственных болезней. Геном человека и генная терапия. Медико-генетическое консультирование и планирование семьи.
      Практические работы
      Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактика и лечение бактериальных и вирусных заболеваний, защита от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбор диеты и режима питания.
Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества (15 ч)
      Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы. Человек как компонент биосферы — эволюция взаимоотношений. Проблема сохранения биоразнообразия на Земле. Загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана окружающей среды и экологический менеджмент. Практические вопросы охраны природы.
      Глобальные изменения климата и их последствия для человечества. Нарушения глобальных круговоротов веществ и энергии. Экологические катастрофы — реальные и мнимые. Модели экосистемного ответа на воздействие человека. Биосфера и ноосфера.
      Тенденции интеграции естественных и гуманитарных наук на пути решения глобальных проблем. Моральная ответственность ученых. Личная ответственность человека за состояние окружающей среды. Развитие естественных наук на благо общества. Перспективы развития естественных наук и практическое приложение научных разработок.
      Практические работы
      Взаимосвязи компонентов в экосистемах и их реакция на воздействия человека (на моделях). Личные действия по защите  окружающей среды.
Учебно-тематический план
Неделя
№ урока
Тема урока
Тип урока

10 класс (51 ч, 3 ч/нед.) 1 полугодие
Структура естественно-научного знания:
многообразие единства (12 ч)
1
1
Естествознание как познавательная деятельность
лекция

2
Экспериментальные методы в естественных науках
лекция

3
Критерии научного знания
практикум

2
4
Теоретические методы исследования
лекция

5
Естествознание в системе культуры
семинар

6
Эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание.

практикум

3
7
Великие эксперименты в естественных науках
конференция

8
Логика как наука
лекция

9
Учимся классифицировать и систематизировать
практикум

4
10
Моделирование в науке
лекция

11
Учимся классифицировать и систематизировать
практикум

12
Зачетное занятие
контроль

5
Структуры мира природы: единство многообразия (12 ч)
13
Единство многообразия. Биологические системы
лекция

14
Молекулярная структура живого
лекция

15
Белки и нуклеиновые кислоты
практикум

6
16
Клетка как структурная основа живых организмов
лекция

17
Разнообразие форм жизни
семинар

18
Энергетика живой клетки
практикум

7
19
Популяции и процессы их регуляции
лекция

20
Принципы организации экосистем
практикум

21
Биосфера
конференция

8
22
Материальное единство мира
конференция

23
Симметрия в искусстве и науке
практикум

24
Зачетное занятие
контроль

9
От структуры к свойствам (6ч)
25
Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств  веществ
лекция

26
Периодический закон Д. И. Менделеева
практикум

27
Генезис свойств веществ и классическая атомно-молекулярная теория
семинар

10
28
Как реализуется генетическая информация
лекция

29
Биологическая систематика
практикум

30
Решение генетических задач
практикум


Эволюционная картина мира (14 ч)
11
31
Самоорганизация.  Причины  и условия
лекция

32
Самовоспроизведение живых организмов
практикум

33
Самоорганизация в ходе индивидуального развития организмов. Этапы онтогенеза и их регуляция
семинар

12
34
Рождение Вселенной
лекция

35
Образование  галактик,  звезд, планетных систем
практикум

36
Эволюция планеты Земля
семинар

14
37
Принципы эволюции живых организмов
лекция

38
Коэволюция природы и цивилизации
семинар

39
Развитие жизни на Земле
практикум

15

16
40
Современные концепции биологической эволюции
лекция

41
Эволюция человека
семинар

42
Формирование человека разумного
практикум

43
Коэволюция природы и цивилизации
Конференция 2 ч

44
Зачетное занятие


Учебно-тематическое планирование
по курсу «Естествознание» 10 класс.
105 ч., 3 ч. в неделю (учебник под ред. И.Ю. Алексашиной)
2 полугодие
№ урока п/п
Тема урока
№ пара-графа
Тип урока

Глава 2. Структуры мира природы: единство многообразия (16 часов)

1
Масштабы Вселенной
§15
лекция
2
Средства изучения микромира и мегамира
§16
практика
3
Дискретность и непрерывность в природе
§17
лекция
4
Поле как способ описания взаимодействия
§18
лекция
5
Фундаментальные поля как составляющие материи
§19
лекция
6
Взаимодействие поля и вещества. Цвет и спектры
§20
лекция
7
Дискретность и непрерывность: эксперимент
§21
практика
8
Квантовые (корпускулярные) свойства полей
§22
лекция
9
Волновые (полевые) свойства частиц
§23
лекция
10
Корпускулярно-волновой дуализм
§24
лекция
11
Корпускулярно-волновой дуализм (учащиеся готовят доклады)

конференция
12
Фундаментальные взаимодействия в микромире
§25
лекция
13
Солнечная система и планетарная модель атома
§28
лекция
14
Солнечная система и планетарная модель атома
§28
практика
15
Обобщение и закрепление изученного материала

семинар
16
Зачетное занятие


Природа в движении, движение в природе (16 часов)

17
Движение как перемещение
§53
лекция
18
Видимое движение планет
§54
практика.
19
Причины механического движения. Детерминизм
§55
лекция
20
Движение как распространение. Волны
§56
лекция
21
Свойства волн
§57
лекция
22
Звук и его характеристики
§58
практика.
23
Движение, пространство, время, материя
§59
лекция
24
Движение тепла
§60
лекция
25
Статистика порядка и хаоса
§61
лекция
26
Движение как качественное изменение. Химические реакции
§62
лекция
27
Скорости химических реакций
§63
практика.
28
Движение в живой природе
§64
лекция
29
Движение как качественное изменение. Ядерные реакции
§65
лекция
30
Формы и виды движения
§66
конференция.
31
Тайны движения через призму искусства
§67
практика.
32
Общение и закрепление изученного материала

семинар
33
Зачетное занятие


Эволюционная картина мира (12 часов)
34
Между порядком и хаосом
§68
лекция
35
Бифуркации и спонтанное нарушение симметрии
§70
практика
36
Рождение Вселенной
§73
лекция
37
Образование галактик, звезд, планетных систем
§74
лекция
38
Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов
§75
практика
39
Эволюция планеты Земля
§76
лекция
40
Повторение по теме: Структуры мира природы: единство многообразия

конференция
41
Повторение по теме: Природа в движении, движение в природе

практика
42
Повторение по теме: Эволюционная картина мира

практика
43
Обобщение и закрепление изученного материала

практика
44
Подготовка к итоговому зачетному занятию

практика
45
Итоговое зачетное занятие


Резервное время – 6 часов – учитель использует по своему усмотрению

Учебно-тематическое планирование
по курсу «Естествознание» 11 класс.
102 ч., 3 ч. в неделю (учебник под ред. И.Ю. Алексашиной)
1 полугодие
№ урока,§
Тема урока
Тип урока
1
2
3
Тема 1. Развитие техногенной цивилизации. 9 ч
1
Техника как реальность, созданная человеком
лекция
2
Техника и техногенная цивилизация
лекция
3
Техника и человеческие потребности: насущное и избыточное.
семинар
4
Зарождение и развитие техники
лекция
5
Естествознание как источник развития техники
лекция
6
Эволюция технической мысли
конференция
7
Человек и машина в мировой литературе.
семинар
8
Техника – источник надежд и тревог человечества
лекция
9
Научно-техническое творчество: проблема профессиональной ответственности
конференция
Тема 2. Взаимодействие науки и техники. 20 ч
10
От законов механики к механическим устройствам.
лекция
11
Творчество изобретателя.
конференция
12
Гидродинамика и аэродинамика. Плавающие и летающие аппараты. .
лекция
13
Законы сохранения, реактивное движение, космические полеты.
лекция
14
Космические исследования.
конференция
15
Принципы работы тепловых двигателей.
лекция
16
Законы термодинамики и КПД тепловых двигателей.
лекция
17
Исследование КПД различных циклов.
практикум
18
Принципы устройства тепловых двигателей.
лекция
19
Теплоэнергетика сегодня.
семинар
20
Принципы работы электрогенераторов и электродвигателей.
лекция
21
Исследование работы электрогенератора и электродвигателя.
практикум
22
Источники питания в современной технике.
лекция
23
Преобразование и передача электроэнергии.
лекция
24
Электроэнергетика и экология.
конференция
25
Радиоволны и особенности их распространения.
лекция
26
Использование радиоволн.
лекция
27
Принципы работы мобильной телефонной связи.
практикум
28
Геометрическая оптика и оптические приборы.
лекция
29
Принцип действия очков.
практикум
Резервное время – 4 ч, из них: 2 ч можно отвести обобщению знаний после изучения
тем 1-2; 2 ч – выполнению контрольных или зачетных работ
Тема 3. Естествознание в мире современных технологий. 22 ч
30
Приборы, использующие волновые свойства света.
лекция
31
Проявление волновых свойств света.
практикум
32
Стереоизображение и голография.
лекция
33
Искусственный цвет
лекция
34
Приборы, использующие корпускулярные свойства света.
лекция
35
Принцип работы лазера.
практикум
36
Свойства лазерного излучения и использование лазеров
лекция
37
Вред и польза от ядерных технологий
лекция
38
Ядерное оружие и проблемы нераспространения.
конференция
39
Принцип действия атомных реакторов.
лекция
40
Атомная энергетика и проблемы экологии.
семинар
41
Проблема управляемого термоядерного синтеза и энергетика будущего.
лекция
42
Информация и электрические сигналы
лекция
43
Приборы, преобразующие электрические сигналы.
лекция
44
Базовые элементы компьютера.
лекция
45
История развития и перспективы информационных технологий.
конференция
46
Человек-компьютер: обмен информацией
лекция
47
Долговременное хранение информации
лекция
48
В мире веществ и материалов
лекция
49
От полимеров природных к полимерам синтетическим
лекция
50
Синтетические полимеры – основа пластмасс
практикум


Неделя
№ урока
Тема урока
Тип урока

11 класс (51 ч, 3 ч/нед.) 2 полугодие
Естественные науки и проблемы здоровья человека (29 ч)
1
1
Человек как уникальная живая система
лекция

2
Факторы здоровья человека
практикум

3
Адаптация организма человека к факторам среды
лекция

2
4
Повышенная мышечная деятельность и адаптация организма к ней
Лекция

5
Биохимические основы спортивной тренировки
Лекция

6
Определение своих физических показателей
практикум

3
7
Проблемы сохранения здоровья человека  (алкоголь,  курение, наркомания)
Конференция

8
Проблемы сохранения здоровья человека  (алкоголь,  курение, наркомания)
конференция

9
Контрольная работа


4


5
10
Биохимические  основы  рационального питания
Лекция

11
Биохимическое обоснование рационов
практикум

12
Витамины как биологически активные вещества
лекция

13
Витамины:  общая  характеристика
Круглый стол

14
Принципы использования лекарственных веществ
Лекция

15
Биологически активные вещества — проблемы использования
лекция

6
16
Защитные механизмы организма человека — иммунитет, гомеостаз и его поддержание
Лекция

17
Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами
лекция

18
Паразиты и паразитарные болезни, их профилактика
Круглый стол

7
19
Вирусы и их воздействие на человека
лекция

20
Профилактика и методы лечения болезней, вызванных вирусами
конференция

21
Контрольная работа


8
22
Наследственные закономерности
Лекция

23
Генетика человека
Лекция

24
Генетика человека
практикум

9

26
Наследственные болезни
Практикум

27
Медико-генетическое консультирование и планирование семьи
Конференция

28
Медико-генетическое консультирование и планирование семьи
конференция

10
29
Зачетное занятие


Естественные науки и глобальные проблемы человечества (14 ч)
30
Глобальные проблемы современности
Лекция


 31           Человек как компонент биосферы                           лекция
11
32
Экологическая проблема
лекция

33
Загрязнение окружающей среды и его последствия
конференция

34
Нарушения глобальных круговоротов в биосфере
Лекция

12
35
Проблемы научно обоснованного природопользования
семинар

36
Глобальные изменения климата и их последствия для человечества
Лекция

37
Экологические  катастрофы  и экологическая экспертиза
Лекция

13
38
Как выясняют причины экологических катастроф
семинар

39
Тенденции интеграции научного знания на пути решения глобальных проблем
Лекции

40
Ответственность человека за состояние биосферы
Круглый стол

14
41
Биосфера и ноосфера
Лекция

42
Проблемы устойчивого развития
Конференция

43
Проблемы устойчивого развития
конференция


Резерв 8 часов



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
      При оценивании достижений учащихся целесообразно ориентироваться на следующие критерии:
«Отлично»:
  • в ответе отражены знания, свидетельствующие о понимании учащимся системной организации природы, раскрывающие сущность взаимодействия природы и человека;
  • в ответе проявлена личностная позиция ученика по вопросам гармоничного развития системы «природа — человек»;
  • ответ представлен в обобщенной форме и иллюстрируется конкретными примерами.
«Хорошо»:
  • ответ носит репродуктивный характер, не прослеживается понимание глубоких взаимосвязей компонентов природы на разных уровнях организации;
  • отсутствует личностная позиция ученика по отношению к проблемам взаимодействия человека и природы;
  • обобщенная форма ответа и иллюстрация необходимыми примерами представлены частично.
«Удовлетворительно»:
  • в ответе не прослеживается понимание взаимосвязей природы и человека;
  • личностная позиция ученика не обозначена; 
  • ответ строится только на конкретных примерах без обобщений и умозаключений. 
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
      Алькамо И. Э. Биология: учеб. пособие / И. Э. Алькамо. — М.: АСТ; Астрель, 2002.
      Блинов Л. Н. Химико-экологический словарь-справочник / Л. Н. Блинов. — СПб.: Лань, 2002.
      Бутиков Е. И. Физика для углубленного изучения / Е. И. Бутиков, А. С. Кондратьев. — М.: Физматлит, 2004.
      Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. — М.: Наука, 1994.
      Винокурова Н. Д. Глобальная экология: учеб. 10—11 кл. для профильных школ / Н. Д. Винокурова, В. В. Трушин. — М.: Просвещение, 1998.
      Воротников А. А. Физика и химия: университетская энциклопедия школьника / А. А. Воротников. — Минск: Валев, 1995.
      Гарднер М. Теория относительности для миллионов / М. Гарднер. — М.: Атомиздат, 1965.
      Гачев Г. Гуманитарный комментарий физики и химии / Г. Гачев. — М.: ЛОГОС, 2003.
      Гладкий Ю. Н. Дайте планете шанс! / Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. — М.: Просвещение, 1995.
      Грин Н. Биология. В 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. — М.: Мир, 1990 (и последующие издания).
      Дагаев М. М. Книга для чтения по астрономии: астрофизика / М. М. Дагаев, В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 1988.
      Дажо Р. Основы экологии / Р. Дажо. — М.: Прогресс, 1985.
      Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — М.: Мир, 1988.
      Ичас М. О природе живого / М. Ичас. — М.: Мир, 1994.
      Кабардин О. Ф. Физика: справочные материалы: учеб. пособие для учащихся / О. Ф. Кабардин. — М.: Просвещение, 1996.
      Князева Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — М.: Наука, 1994.
      Кузнецов В. И. Естествознание / В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Тугина. — М.: Огар, 1996.
      Лавров С. Б. Глобальная география / С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладкий. — М.: Дрофа, 1997.
      Медников Б. М. Аксиомы биологии / Б. М. Медников. — М.: Знание, 1982.
      Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму / Н. Н. Моисеев. — М., 1993.
      Мухин Л. М. Мир астрономии: рассказы о Вселенной, звездах, галактиках / Л. М. Мухин. — М.: Молодая гвардия, 1987.
      Мэрион Д. Б. Физика и физический мир / Д. Б. Мэрион. — М.: Мир, 1975.
      Одум Г. Экология / Г. Одум, Э. Одум. — М.: Мир, 1986.
      Окунь Л. Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц / Л. Б. Окунь. — М.: Прогресс-традиция, 2000.
      Порохов Б. Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь / Б. Б. Порохов. — М., 1999.
      Реймерс Н. Ф. Природопользование / Н. Ф. Реймерс. — М.: Мысль, 1990.
      Современное естествознание: энциклопедия. В 10 т. — М.: Дом-МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.
      Татаринов Л. П. Очерки по теории эволюции / Л. П. Татаринов. — М.: Наука, 1987.
      Толковый словарь школьника по физике. — СПб.: СпецЛит; Лань, 1999.
      Фейнман Р. Фейнмановские лекции по физике / Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. — М.: Мир, 1972.
      Физика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2001.
      Харлампович Г. Д. Многоликая химия: кн. для учащихся / Г. Д. Харлампович. — М.: Просвещение, 1992.
      Химия: энциклопедия химических элементов / под ред. А. М. Смолеговского. — М.: Дрофа, 2000.
      Хотунцев Ю. Л. Человек, технологии, окружающая среда / Ю. Л. Хотунцев. — М.: Устойчивый мир, 2001.
      Экология и охрана природы: словарь-справочник. — М.: Academia, 2000.
      В учебно-методический комплект «Лабиринт» для 5 класса входят:
  • Естествознание, 5. Учебник
  • Естествознание, 5. Рабочая тетрадь
  • Естествознание, 5. Практические работы и их проведение. Книга для учителя
  • Естествознание, 5. Методика преподавания. Книга для учителя
  • Естествознание, 5. Экскурсии в природу. Книга для учителя
      В учебно-методический комплект «Лабиринт» для 10— 11 классов входят:
  • Естествознание, 10. Учебник
  • Естествознание, 10. Методика преподавания. Книга для учителя
  • Естествознание, 11, ч. 1. Учебник
  • Естествознание, 11, ч. 2. Учебник
  • Естествознание, 11. Методика преподавания. Книга для учителя
.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...