Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

понедельник, 27 декабря 2010 г.

Тесты по естествознанию

Необходимость контроля знаний учащихся важный момент преподавания любого предмета. Для практически всех школьных дисциплин созданы сборники тестовых заданий. С проверкой знаний по естествознанию в профильной школе существует проблема. Я еще ни разу не встречала в книжных магазинах готовых продуктов такого направления. Выхожу из ситуации, используя тесты по КСЕ для высшей школы, материалы ЕГЭ по биологии и обществознанию. Предлагаю свой вариант такого сборного теста.

вторник, 21 декабря 2010 г.

Клод Моне

Рассматривая в курсе естествознания по программе И.Ю.Алексашиной эволюцию техники, стараюсь показать примеры взаимодействия науки, технологии и искусства в плане возникновения новых видов искусств. Книгопечатание, его прогрессивное воздействие на развитие науки и литературы. Киноискусство - как особый вид. Возникновение радио и отдельного слоя массовой культуры. На глазах наших родителей развивалось телевидение. Мы являемся свидетелями и участниками бурного внедрения новых глобальных информационных средств, делающих мир все более открытым для человека.
Но не только наука ведет к появлению новых видов искусства. Искусство оказывает влияние на рациональное знание, науку. Безусловно - через эмоции исследователя. Но не исключено, что искусство дает рациональный результат, ведет к новым инженерным решениям.
Существует гипотеза о возникновении идеи создания растра в телевизионных трубках цветных телевизоров и мониторов (миллионы цветов создаются с помощью трех точек - красной, синей и зеленой). Считается, что она была навеяна инженерам художниками-импрессионистами, создавшими пуантилизм (фр. pointiller - "писать точками") - манеру письма отдельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы.


Клод Моне, вдохновитель импрессионизма, живописного стиля в искусстве Франции, сложившегося в 60-70-е годы XIX века, увидел градации света, реакцию цвета на свет в более тонких нюансах и первым передал это. Чтобы воспроизвести подвижную изменчивость светового состояния, художник использовал технику раздельного мазка, обязывающую смотреть картину не вблизи, а на определенном расстоянии, когда все отдельные мазки смешиваются, сливаются оптически в глазу зрителя, образуя тот мотив и тот эффект, которых старался достичь Моне.

воскресенье, 19 декабря 2010 г.

Джузеппе Арчимбольдо

Уроки естествознания, биологии направлены на овладение учащимися определенной системой знаний о живой природе без акцентирования этих знаний на культурологическом аспекте. Преподавание биологии происходит отдельно от истории, мировой художественной культуры и других предметов. Хотя,  изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Возросшая информированность учащихся в различных областях становится препятствием к тому, чтобы новым материалом на уроке вызвать изумление, восхищение, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или живописные картины позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника.
Полотна итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо неизменно вызывают эмоциональный отклик детей. Как показывает практика, эвристические задания, основанные на творчестве этого необычного художника, влекут за собой изучение истории того периода, сопоставление с современными течениями в искусстве, знакомство с мифологией.
Вертумн
Его экстравагантные картины с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто несут портретное сходство, к примеру, Вертумн ассоциируют с портретом Рудольфа II, при дворе которого служил художник. Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II
Флора
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, какТихо Браге и Иоганн Кеплер.

Весна
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. 

Лето
Арчимбольдо создал несколько портретов членов императорской семьи, которые входят в первый вариант серии «Времена года». Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.

 
Осень
Его искусство стремилось связать в единую цепь мир природы и мир человека, живых и мёртвых, небо и землю, звёзды и людские характеры, цвет, букву, число, даже звук. 
Зима
С изумительной изобретательностью импровизирует Арчимбольдо свои композиции, в которых горы фруктов, цветов, живых существ складываются в причудливые полуфигуры и, не переставая быть сами собой, тут же оборачиваются нарядными, празднично одетыми современниками художника.

суббота, 18 декабря 2010 г.

Диалог с автором

Проблемная ситуация в образовании и обществе в целом, связанная со снижением интереса к чтению у детей, достигла своих критических пределов. Это происходит в контексте мировых изменений медиасреды, всеобщего перехода к информационному обществу. Очевидно замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция. Каковы будут последствия этого?
Рассмотрим данную проблему в контексте развития исследовательской деятельности школьников. Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Как научить ребенка работать с научной литературой?

четверг, 16 декабря 2010 г.

Сирень

Amiry, Lilac In Bloom
А. Фет
Почему живописцы сирени верны
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси…
С.Чаплыгин. Букет сирени


среда, 15 декабря 2010 г.

Размышление о творческих заданиях

Бродила по просторам Интернета в поисках новой идеи для создания творческого задания по биологии и наткнулась на форум, на котором обсуждался вопрос : "Нужны ли в школе творческие задания?" Пишут мамочки и еще кто-то, пожелавший остаться неизвестным : 
Ненавидела в школе эти т.н. "творческие задания"... Нельзя заставить творить насильственно. Кто-то одарен и имеет к этому тягу - добро пожаловать в литературный кружок. А дети, одаренные в других направлениях, не должны фары получать только потому, что училка возомнила себя передовиком образовательного департамента.
помню. нам в 5 классе надо было стихи на инглише сочинять. ну неужели нельзя нормальное задание придумать??? ребёнку на завтра кучу уроков учить+у многих кружки-секции. даааа...бывают такие .... училки. 
Прочитала еще десяток таких высказываний и совсем грустно стало.  Вопрос о творческой деятельности ребенка - один из самых обсуждаемых в современной педагогике. Творчество сопоставляется с деятельностью нетворческой, воспроизводящей, копирующей, повторяющей уже известные образцы вещей, идей, действий. Многие учебники изобилуют подобными заданиями. Стоит лишь открыть рабочие тетради на печатной основе по биологии некоторых авторов и первое, что бросается в глаза: картинка из учебника скопирована в рабочую тетрадь, а задание состоит в подписывании частей этого рисунка. Если ребенок и его родители не идиоты, то задание за 5 минут сделано, а значит с учителя можно потребовать отличную оценку! Прибавилось ли знаний и умений у ребенка!? Надеюсь, что именно за этим родители отправляют свое дитё в школу. Думаю, что нет. Приращение знаний происходит лишь при их применении в нестандартных или новых ситуациях, через творческую работу с приобретенными знаниями. А проявлением творческой деятельности может быть не только новый результат, но и новый путь достижения известного результата. 
История говорит о том, что в жизни общества и отдельного человека, постоянно появляется что-то новое — новые технологии, новые научные идеи, новые формы  общения (Как сейчас популярны социальные сети, о которых еще 10 лет назад мы и не думали!) и т. д., можно считать творческой всю деятельность человечества. Это не значит, что каждый вид деятельности творческий, но элементы творчества присущи многим из них. Получается следующее: без творческих заданий мы не можем научить ребенка мыслить по-новому, адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям времени.
Еще один аргумент: в заданиях ЕГЭ, к примеру по обществознанию, от выпускника требуется прокомментировать высказывание известного человека по философии, экономике и др. Если мы не научим школьника высказывать свои мысли, облекать их в лаконичную и емкую форму, то не будет и окончательного результата в виде приличного балла ЕГЭ.
Для составления подобных заданий по естествознанию и биологии коллекционирую интересные цитаты, предлагаю, к примеру, вот такие:

1.      Великий гуманист 20 века Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаем, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность и мы с ней связаны».

2.      Известный биолог А.Г. Банников так образно охарактеризовал масштабы воздействия человека на природу: «Чтобы поджарить яичницу, нет необходимости поджигать дом. Именно так поступает человек, вырубая на древесину тропические леса, уничтожая целые виды животных».


3.      В.И. Вернадский, основоположник учения о биосфере писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».

4.      Высказывания члена-корреспондента Российской АН Н.Н. Моисеева: «Мощь цивилизации такова, что современное человечество подобно Гулливеру, который очутился в хрустальной лавке лилипутов. Одно неосторожное движение – и все созданное великолепие превратится в никому не нужные осколки».

На каждом уроке, читая ли басню, решая ли задачу, составляя ли кластер, идет сложная и кропотливая работа, через которую дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, самостоятельно открывать знания, так необходимые для дальнейшей жизни.

вторник, 14 декабря 2010 г.

Аполлон и Афродита

Для развития мотивации изучения анатомии человека на дополнительных занятиях кружка или элективного курса практикую выполнение вот такой практической работы. Она не требует дополнительного оборудования, необходима только эластичная сантиметровая лента, линейка и знание своего веса и роста. Работа вызывает неизменный интерес учащихся, выполняют ее весело. Главное, сделать правильный настрой на оценку своих результатов, предварительно показать, что идеал красоты человеческого тела изменялся с развитием человеческого общества. Любить себя и свою фигуру - значить жить в гармонии с миром.

Афродита
Аполлон
 
Практическая работа
«Антропометрические характеристики развития тела»

1.Грудо - плечевой тест.
Для измерения используется гибкая сантиметровая лента, работа идет в парах. Встаньте в привычную позу. Измерение производится спереди (грудь) и сзади (спина).  Каждое измерение производится между большими бугорками плечевых костей.
Расчет:                        передний размер (см)
                             К=------------------------------
                                     Задний размер (см)
Оценка полученных результатов:
- в норме К равно 1 либо больше 1;
- К, равное 0,9, оценивается как в комплексе с другими коэффициентами пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;
- К, равное 0,8, и ниже, указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.
2. Грудо – лопаточный тест.
Жесткой сантиметровой линейкой  сделать упор около нижнего края лопатки и зафиксировать значение прилегания правой и левой лопатки к ребрам в см.
Оценка: значение более 2 см свидетельствует о наличии «крыловидной лопатки». На ассиметричное расположение лопаток и порочность телесной вертикали указывает большая, чем в 1 см, разница между правым и левым значениями. При гармоничном  развитии лопатка на всем протяжении должна прилегать к грудной клетке. Высота возвышения над ней должна соответствовать толщине самой лопатки (в пределах 1.1,5 см).
         3. Гармоничность конституции тела.
Проведите следующие измерения и занесите данные в таблицу:
Измерения
Результат
1.Обхват головы (лента проходит сзади по затылочному бугру и спереди по надбровным дугам)
2.Обхват грудной клетки (лента проходит на уровне четвертого ребра под молочными железами и нижним углом лопатки)
- в состоянии покоя
- в момент максимального вдоха
- в момент максимального выдоха
3.Длина тела сидя (от поверхности сидения стула до верхушечной точки головы)
4. Длина тела стоя
5.Обхват живота (измерение проводится стоя, на уровне пупка)

Оценка результатов.
Индекс Пинье -= длина тела стоя (см) – обхват грудной клетки в покое (см) - масса тела (кг) = 20.
Показатель больше или меньше 20 указывает на диспропорцию развития телесного плана.
Индекс Апполона. При гармоничном развитии длина тела в положении «сидя» на половину меньше длины тела в положении «стоя»
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:           
        Обхват гр. клетки
К =-----------------------------  х 100
        Длина тела в см
При значениях К до 55 мы имеем дело с пропорциональной грудной клеткой (нормостенической). При К меньше 50 – узкогрудостью (астенической грудной клеткой). При К больше 55 – с широкогрудостью (гиперстенической грудной клеткой).
Соотношение между обхватом живота и грудной клеткой. Обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
Индекс Чулицкой:
         Обхват головы (см)
К =------------------------------- х 100
         Длина тела стоя (см)
В норме значения К находятся в пределах от 42,5 до 44,4. Более высокие величины индекса соответствуют меньшей морфологической зрелости.
Кожно-жировая складка. На уровне пупка двумя пальцами захватывают кожно-жировую складку и измеряют ее толщину. Если толщина равна 2 см – достаточная упитанность. Складка более 2 см – повышенная упитанность. Складка от 1 до 2 см – умеренно пониженная упитанность, меньше 1 см – сниженная упитанность.
Сделайте общие выводы по работе.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...