Автор: Матыкин Вячеслав Юрьевич
Вы попадали когда-нибудь в ситуацию, нет, не успеха, а наоборот.
Изучаешь материал и никак не поймёшь его. И так подступишься, и эдак, а
результат всё нулевой. Уже многие поняли, глазки блестят, а до тебя всё
никак не дойдёт. Ты уже почти отчаялся, почти опустил руки. Ну что тут
делать?
Многие истории успеха начинаются с внешне безвыходных ситуаций.
История создания методики картирования мышления здесь не исключение.
Однажды в 1960-х годах один отчаявшийся студент безуспешно пытался
справиться с огромным количеством учебного материала, и ему грозил
провал на экзаменах. Это был Тони Бьюзен.
Но Бьюзен не впал в отчаяние. Он стал искать в университетской
библиотеке литературу об эффективном использовании способностей мозга.
Там он нашёл книги по физиологии мозга.
«На мое замечание о том, что я не собираюсь делать операций на мозге,
но хочу его использовать, библиотекарша ответила, что книг по такой
тематике не существует», — рассказывает Тони Бьюзен.
Отсутствие литературы по учебной психологии дало толчок исследованиям Бьюзена. Его целью было:
- внесение динамики и разнообразия в записи при помощи цвета и выделения;
- изображение всеобъемлющей сети наших мыслей и содержимого памяти со всеми ее взаимосвязями;
- усиление ассоциативного мышления;
- оптимизация использования способностей мозга.
Тони Бьюзен исследовал мыслительные системы античности и Ренессанса и
выяснил, что они опирались на фантазию и ассоциации. Великие мыслители,
такие как Леонардо Да Винчи, делали свои записи совсем иначе, нежели
привык делать Бьюзен в университете. Они использовали рисунки, коды и
соединительные линии. Их записи были живыми!
Бьюзен осознал силу рисунка. Графические знаки составляют первооснову
нашего современного алфавита. Операционная система Windows или дорожные
знаки — лучшие примеры удобства и эффективности использования
изображений и символов. Они понятны во всем мире, независимо от языка и
культуры.
После интенсивного исследования психологии обучения и памяти Тони
Бьюзен разработал интеллект-карты как метод записи информации и наиболее
полного ее воспроизведения.
В настоящее время метод картирования мышления широко применяется во
многих отраслях человеческой деятельности. Это и управление, и
планирование, и презентация… Не стало исключением и образование.
Карты-схемы, опорные конспекты, визуализация материала,… – лишь
некоторые примеры возможного использования данного метода.
Это всё хорошо. Но одно дело познакомить ученика с уже готовым
опорным конспектом, приведённым на форзаце учебника или в плане
обобщающего урока, и совсем другое – научить наших нынешних школьников
самостоятельно создавать карты ума. Создавать не только в рамках
учебного процесса, но и в своей повседневной реальной жизни.
Конспектирование лекции, подготовка к выступлению, улучшение
запоминания, планирование пикника, наконец. Всюду можно пользоваться
этой уникальной технологией!
Читать дальше на сайте Дистанционный репетитор
Комментариев нет:
Отправить комментарий