Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

четверг, 19 января 2012 г.

Функциональные резервы организма

При изучении раздела "Естественные науки и здоровье человека" в курсе естествознания в 11 классе по УМК И.Ю.Алексашиной можно включить практическую работу "Функциональные резервы организма человека". В параграфе 54 дается теоретическое обоснование этого вопроса. Ребятам гораздо интереснее изучать данный материал, проводя самонаблюдения. Для этого я использую методику функциональных проб Руфье и др.



Проба Руфье
После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

                         4х (Р1 + Р2 + Р3) – 200

Индекс Руфье = ------------------------------
 
                                  10
Оценка работоспособности сердца.
Индекс Руфье менее 0 – атлетическое сердце;
0,1 – 5 – «отлично» (очень хорошее сердце);
5,1 – 10 – «хорошо» (хорошее сердце);
10,1 – 15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);
15,1 – 20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге)
Необходимое оборудование: секундомер
Порядок проведения обследования. Проба с задержкой дыхания на вдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
  • менее 39 сек — неудовлетворительно;
  • 40-49 сек — удовлетворительно;
  • свыше 50 сек — хорошо.
ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча)
Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим). Порядок проведения обследования.
Проба с задержкой дыхания на выдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:
  • менее 34 сек — неудовлетворительно;
  • 35-39 сек — удовлетворительно;
  • свыше 40 сек — хорошо.
ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...