Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

воскресенье, 5 января 2014 г.

Школьный виртуальный методический кабинет



Школьный виртуальный методический кабинет
как ресурс повышения качества образования.
Иванова И.А., заместитель директора
 по научно-методической работе
МБОУ «Гимназия №32» города Кургана,
42-22-00, irinush_ka@mail.ru
На протяжении многих лет МБОУ «Гимназия №57» города Кургана являлась инновационным образовательным учреждением и накопила значительный опыт организации данной деятельности. В соответствии с постановлением Администрации города Кургана от 28.03.2013 № 2388 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 32» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Гимназия № 57» путём слияния создано новое образовательное учреждение «Гимназия № 32». Поэтому в данной статье представлен материал по использованию возможностей виртуального методического кабинета в деятельности гимназии №57.

В условиях нарастания потока информации, необходимости оперативной работы с ней актуальной становится проблема совершенствования информационно-образовательной среды. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с переходом на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам, что обязательно потребует содержательного и структурного обновления образовательного пространства в каждой школе. Важным звеном в подготовке и повышении квалификации кадров сегодня становится методическая служба, поэтому возникла необходимость внедрения новой формы методической работы на основе использования информационно-коммуникативных технологий.
Создание виртуального методического кабинета (в дальнейшем ВМК) шло в двух направлениях: в локальной сети гимназии создана информационная область «Виртуальный методический кабинет»; создан сайт «Открытое образование» - спутник официального сайта гимназии для проведения Интернет-конференций и размещения методических материалов.
Это стало возможным, прежде всего, по нескольким причинам. Практически все учебные, административные и вспомогательные кабинеты гимназии обеспечены компьютерной техникой, доступом к сети Интернет и включены в локальную сеть школы. 26 точек доступа распределены по этажам зданий старшей и начальной школы и дают возможность учителям свободно перемещаться в пределах зоны покрытия, всегда оставаясь внутри школьного информационного пространства с возможностью выхода в Интернет.
ВМК в локальной сети гимназии создан для информационной поддержки научно-методической работы. Вся информация (нормативная, методическая и др.) представлена в электронном варианте для оперативного доступа. Работа педагогов в электронном методическом кабинете позволяет значительно снизить время поиска: нормативной документации; учебно-методической документации; справочной и другой научно-методической информации. Найдя нужный документ, педагоги могут воспользоваться им как в электронном, так и традиционном бумажном виде. Основные разделы ВМК: «Нормативные документы по общему образованию»; «Единый государственный экзамен»; «В помощь педагогу»; «Фрагменты образовательного Интернета (мультимедиа Интернет-ресурсы)»; «Воспитательная работа»; «Кафедры»; «Аттестация педагогов» и др. Используемые в гимназии технологии доступа к школьной медиатеке ЦОР  в значительной мере повышают эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, способствуют существенному изменению информационно-образовательного пространства школы, достижению нового уровня качества образования.
У каждого учителя гимназии имеется размещенная в ВМК личная папка, в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, результативность его участия в мероприятиях различного уровня. Личные папки педагогов гимназии не имеют единой структуры и являются, по сути, творческим портфолио каждого учителя. Размещенные в сети гимназии личные папки учителей необходимы педагогам при аттестации, участии в конкурсах профессионального мастерства, так как аккумулируют все необходимые материалы. Кроме того, это также один из этапов самообразования учителя, стимул для дальнейшего профессионального роста. Личные папки, наглядно представляя результаты педагогической работы, являются формой обобщения передового педагогического опыта.
В структуре методической работы важнейшую роль играют предметные кафедры. Каждая кафедра в пространстве ВМК имеет своё пространство для размещения нормативных, методических, отчетных, организационных материалов. Директору и администрации папки кафедр помогают осуществить качественный мониторинг результатов работы, как отдельного педагога, так и коллектива в целом. Кроме того, размещение кафедральных папок в локальной сети гимназии позволяет реализовать принцип открытости деятельности образовательного учреждения, делает результаты работы каждого учителя наглядными и доступными каждому члену педагогического коллектива. Обмен опытом происходит гораздо активнее, учителя могут воспользоваться материалами своих коллег для совершенствования собственного педагогического мастерства.
Возможности локальной сети позволили апробировать новую форму проведения педагогического совета – виртуальный педсовет в единой информационной среде гимназии. Педсовет включал подготовительный этап: изучение теории интегрированного обучения (материал размещен в виртуальном методическом кабинете - ВМК), знакомство с разработками открытых уроков (ВМК), разработка своего урока. Практическая часть состояла из открытых уроков, которые могли посетить все педагоги. Решение педсовета - ввести в практику работы виртуальный педагогический совет.
Значимую роль в информационном сопровождении инновационной деятельности педагогов школы играл сайт «Открытое образование». Первоначально сайт на платформе ucoz был создан для проведения первой муниципальной Интернет – конференции педагогов города (19 участников) по теме «Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся», 2010 г.  Затем сайт использовался еще для трех Интернет-конференций педагогов гимназии. Тематика конференций: «Педагогическая техника, или секреты профессионального мастерства учителя» 2011 г, «Современные медиатехнологии в образовании», 2012 год, «Сервисы сети Интернет в профессиональной деятельности педагога», 2013 год.
Нашли возможность отключить коммерческую рекламу на сайте, но борьба со спамом неприличного содержания отнимает много времени и сил, поэтому методсоветом гимназии было принято решение переехать на более простую в управлении и управляемую платформу Googleblogspot. Решение принято ещё в связи с тем, что в гимназии активно развивается блогосфера. Сегодня блог виртуального методического кабинета гимназии №32 доступен пользователям по адресу metkab32.blogspot.ru. Он включает Web-страницы: главную новостную, Интернет - конференции, конкурсы, наши публикации, визитки кафедр, ФГОС, инновационные проекты и др. Блог «Методический кабинет» гимназии является одним из инструментов диссеминации педагогического опыта и является публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим.
В гимназии активно используются информационно-технологические инструменты, обеспечивающие информационную прозрачность состояния образовательного процесса и удобную, экономичную по временным затратам коммуникацию педагогов, учащихся, их родителей. Такими инструментами являются блоги предметных кафедр, личные сайты и блоги педагогов. Через систему активных переходов все они соединены в единую блогосферу гимназии. Адреса в сети блогов кафедр естественных наук, гуманитарных предметов, начальных классов, точных наук, также блогов, сайтов, личных страниц в сетевых сообществах педагогов гимназии можно найти на ключевом блоге «Методический кабинет» по адресу metkab32.blogspot.ru.
Блогосфера позволяет нам вносить  качественные изменения в процесс использования ИКТ в образовательной деятельности; использовать Web-страницы как дидактический инструмент при организации дистанционных форм взаимодействия с учащимися; отражать происходящие в гимназии события (образовательные события, семинары, спортивные мероприятия, праздники, конференции, конкурсы); осуществлять обмен педагогическим  опытом и  представлять достижения педагогов и обучающихся; формировать имидж гимназии.
Одно только внедрение передовых информационных технологий не даст желаемого результата, пока не будут созданы условия способствующие формированию ИКТ компетенций учителя. Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, с 2010 года в гимназии организована постоянная методическая поддержка учителей в области использования ИКТ.  Показателем эффективности функционирования системы методической поддержки  является не только высокая степень интеграции педагогических и ИК-технологий, но и готовность педагогов гимназии к участию в мероприятиях различного уровня,  к передаче опыта работы коллегам других образовательных учреждений.
Таким образом, виртуальный методический кабинет является электронным ресурсом, позволяющим обобщать методическую работу образовательного учреждения, сохранять и внедрять педагогический опыт, содержащийся в информационных средах, минимизировать время на поиск необходимой информации. Эффективное использование  возможностей информационно - образовательной  среды способствует  не только повышению качества  обучения,  дает возможность перейти к реализации модели «Школа без границ», обеспечить учащимся возможность «учиться всегда и везде».
Интернет - источники
1.https://sites.google.com/site/vmkniro/ Виртуальный методический кабинет. Нижегородский институт развития образования.
2.http://metod.library.karelia.ru/ Национальная библиотека Республики Карелия представляет  интернет-проект – Виртуальный методический кабинет.
3. http://www.nadym-sh1.ru/page7.html Виртуальный методический кабинет «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...