Образовательный блог как инструмент создания учебной
среды
Иванова И.А.,
заместитель директора по НМР, учитель биологии
МБОУ города Кургана
«Гимназия №57»
(статья для педагогических чтений учителей биологии, химии, географии города Кургана)
Принятие ФГОС нового поколения
в школе повлекло за собой серьезные изменения в сфере образования, пересмотр педагогами
давно сложившейся методической системы образования, позволило педагогам
по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, задачам построения демократического гражданского
общества на основе диалога культур. Происходит переход от
объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной
деятельности.
В
рамках реализации ФГОС нового поколения изменяется подход к организации информационного пространства образовательного
учреждения. Среди большого количества современных направлений информатизации
образования введение интернет-технологий в образовательный контекст – одно из
приоритетных. Этому есть ряд объяснений. Высочайший уровень плотности информационного
пространства, в котором находимся сегодня педагоги и ученики, требует освоения
специальных приемов работы с информацией. Выросло поколение людей,
которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Наши
ученики родились, когда Интернет уже существовал, они привыкли быть в сети. Интернет-форумы,
блоги, микроблоги (твитеры), вики, видеохостинги, социальные сети, виртуальные
игры, проекты и миры – все это формы социальных медиа, которые можно и нужно
использовать в качестве средств образовательного процесса.
Образовательный
блог – это новая педагогическая реальность. Важной целью образовательных блогов
является обеспечение и сопровождение учебного процесса. Анализ публикаций
позволяет выделить следующий перечень проблем, возникающих при внедрении блогов
в учебный процесс:
•
для работы с блогами необходима определенная материально-техническая база
(стабильный и, по возможности, скоростной Интернет);
•
блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно
встроить блог в традиционную классно-урочную систему;
•
необходимо продумывать долгосрочную стратегию интегрирования блога в учебный
процесс, работа в блоге должна пересекаться с системой обычных заданий;
•
работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной методике;
•
работа с блогом занимает много учебного времени, иногда в ущерб основной
программе;
•
блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на
этапе его проектирования и создания.
В
большинстве социальных сетей имеется раздел «блоги», который не требует каких-либо
специальных знаний для его использования. Основное препятствие в использовании
такого ресурса в учебных целях состоит в необходимости для ученика стать членом
данного сообщества, чтобы оставлять какие-либо комментарии. Это не всегда
оправдано. С другой стороны, преподавателю становиться членом молодежного
сообщества (например, В контакте) тоже не всегда «с руки». Поэтому имеет смысл
обращение к одному из русскоязычных сервисов для создания и ведения блогов:
Я.ру, Privet.ru, Blog.ru, Blogonline.ru, LiveJournal.ru, LiveInternet.ru,
Diary.ru, Journals.ru, Mylivepage.ru, Bloground.ru, Blog-buster.ru, Webblog.ru. Оценив
возможности создания образовательной среды на данных сервисах, своё предпочтение
отдала сервису http://www.blogger.com, предлагаемому корпорацией Google. На указанном
сервисе имеется выбор дизайна блога,
есть архив блога, ведется статистика посещений блога, можно разместить ссылки
на интернет-ресурсы, интегрировать различные внешние приложения – флеш-ролики,
новостные ленты, тренажеры, тесты, гаджеты и т. д. Вся работа не требует
от автора блога специальных знаний по сайтостроению.
Личный профессиональный блог дает в
руки учителя принципиально новый инструмент организации обучения, обладающий
большими преимуществами. Какие возможности представляет для учителя–предметника
образовательный блог? Можно выделить следующие:
1.
рекомендации
для учеников по изучению тех или иных тем;
2.
просмотр
учебных видеофильмов с лекциями, а то и с видео-уроками, путем встраивания их в
блог;
3.
публикации
опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу;
4.
сообщения
о событиях в классе или на их уроке, после уроков;
5.
обмен
полезными ссылками на ресурсы Интернета;
6.
обмен
знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-обучалками, созданными
самими учителями);
7.
обмена
гаджетами с различными функциями (например, интерактивная таблица Менделеева,
онлайн-калькулятор и т.д.)
8.
полезные
советы родителям, интересующихся образованием своих детей;
9.
работа
с одаренными детьми.
В процессе ведения образовательного
блога, учитель:
·
делает
записи в блоге, тем самым совершенствует свою письменную речь;
·
интересуется
новостями учительского блог-коммьюнити, расширяет свой кругозор;
·
поддерживает
(читая и комментируя) блоги коллег, что способствует созданию профессионального
сетевого учительского сообщества;
·
использует
новые веб-инструменты, поэтому непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки.
Известные
блоггеры предлагают свои типологии образовательных блогов, которые включают:
I. Блоги в учебном и воспитательном процессе
Блог одного урока
или темы
Блог
учителя-предметника
Блог класса или
блог классного руководителя
Блог – учебный
проект
Блог ученика или
электронная тетрадь ученика
Блог для
дистанционной поддержки ученика
II. Блоги в административно-организационном
процессе
Блог директора
Блоги заместителя
директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе
III.
Образовательные блоги, созданные для поддержки повышения квалификации
педагогов.
В своей практике попробовала создание нескольких
видов блогов, оценила их преимущества и недостатки.
1.Уроки естествознания http://dinastya2010.blogspot.ru/
Размещаю методические материалы по
преподаванию естествознания, биологии в школе, по организации методической
работы.
2.Блог кафедры естественных наук гимназии http://kafedraest57.blogspot.ru/
Представляю материалы по работе
кафедры, методические разработки коллег. Визитная карточка методического
объединения.
3.Изучаем биологию http://bio9klass.blogspot.ru/
Образовательный блог: общая биология
10-11 класс профильный уровень: в заданиях, упражнениях, тестах.
4.Моя планета Земля, 2012. http://cosmos57.blogspot.ru/
Образовательный блог в поддержку
учебного курса «Естествознание с основами экологии» в 6 классе.
5.Царство Флоры и Фавны. http://flora57.blogspot.ru/
Блог - проект по изучению
многообразия растительного и животного мира планеты для учащихся 7-8 классов.
6.Чешуекрылые. http://lepidoptera57-45.blogspot.ru
Блог в поддержку
научно-исследовательской работы обучающихся.
Работа
в блоге позволяет стимулировать творческую активность детей – через размещение
интересных материалов создание условий для работы с ними. Причем в этой работе
принимают участие все субъекты образовательного процесса: дети, учителя,
родители. Чтобы блог был интерактивным, чтобы возможность диалога была
обеспечена технически, там есть чат в сервисе Cbox (http://www.cbox.ws).
Использование мультимедиа расширяет дидактические возможности блога, повышает
его привлекательность, однако требует определенного профессионализма и
квалификации.
Современные
инструменты создания и ведения блога позволяют использовать дистанционные
образовательные технологии в учебном процессе, поддерживая тем самым смешанную
модель обучения. Возможность интеграции с различными инструментами Google и
внедрения мультимедийных объектов, предоставление основных инструментов на
безвозмездной основе, простота использования – все это определяет ценность
блога как инструмента создания новой учебной среды.
Литература:
1.
Блоги. Введение.
/ Цифровой ресурс http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/
2.
Блоги как рабочий
инструмент учителя. / Цифровой ресурс
http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
3.
Для чего нужен
блог? / Цифровой ресурс
http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html
4.
Курвитс Марина.
Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс
http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
5.
Половникова
Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс
http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php
6.
Рождественская
Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс
http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153
7.
Рождественская Л.
Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду
образовательный блог». / Цифровой ресурс
https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8
8.
Что такое
образовательный блог? / Цифровой ресурс
http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764
Комментариев нет:
Отправить комментарий