Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

четверг, 13 декабря 2012 г.

Размышление о блогах



Образовательный блог как инструмент создания учебной среды
Иванова И.А., заместитель директора по НМР, учитель биологии
МБОУ города Кургана «Гимназия №57»
(статья для педагогических чтений учителей биологии, химии, географии города Кургана)

Принятие ФГОС нового поколения в школе повлекло за собой серьезные изменения в сфере образования, пересмотр педагогами давно сложившейся методической системы образования, позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Происходит переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности.
В рамках реализации ФГОС нового поколения изменяется подход к организации  информационного пространства образовательного учреждения. Среди большого количества современных направлений информатиза­ции образования введение интернет-технологий в образовательный кон­текст – одно из приоритетных. Этому есть ряд объяснений. Высочайший уровень плотности информационного пространства, в котором находимся сегодня педагоги и ученики, требует освоения специальных приемов работы с информацией. Выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как простран­ство обитания. Наши ученики родились, когда Интернет уже существовал, они привыкли быть в сети. Интернет-форумы, блоги, микроблоги (твитеры), вики, видеохостинги, социальные сети, виртуальные игры, проекты и миры – все это формы социальных медиа, которые можно и нужно использовать в качестве средств образовательного процесса.
Образовательный блог – это новая педагогическая реальность. Важной целью образовательных блогов является обеспечение и сопровождение учебного процесса. Анализ публикаций позволяет выделить следующий перечень проблем, возникающих при внедрении блогов в учебный процесс:

• для работы с блогами необходима определенная материально-техническая база (стабильный и, по возможности, скоростной Интернет);
• блоги по своей природе носят неформальный и личностный характер, поэтому трудно встроить блог в традиционную классно-урочную систему;
• необходимо продумывать долгосрочную стратегию интегрирования блога в учебный процесс, работа в блоге должна пересекаться с системой обычных заданий;
• работу учащихся в блогах трудно оценивать по существующей бальной методике;
• работа с блогом занимает много учебного времени, иногда в ущерб основной программе;
• блоги требуют от учителя значительных дополнительных затрат времени и усилий на этапе его проектирования и создания.
В большинстве социальных сетей имеется раздел «блоги», который не требует каких-либо специальных знаний для его использования. Основное препятствие в использовании такого ресурса в учебных целях состоит в необходимости для ученика стать членом данного сообщества, чтобы оставлять какие-либо комментарии. Это не всегда оправдано. С другой стороны, преподавателю становиться членом молодежного сообщества (например, В контакте) тоже не всегда «с руки». Поэтому имеет смысл обращение к одному из русскоязычных сервисов для создания и ведения блогов: Я.ру, Privet.ru, Blog.ru, Blogonline.ru, LiveJournal.ru, LiveInternet.ru, Diary.ru, Journals.ru, Mylivepage.ru, Bloground.ru, Blog-buster.ru, Webblog.ru. Оценив возможности создания образовательной среды на данных сервисах, своё предпочтение отдала сервису http://www.blogger.com, предлагаемому корпорацией Google. На указанном сервисе имеется выбор  дизайна блога, есть архив блога, ведется статистика посещений блога, можно разместить ссылки на интернет-ресурсы, интегрировать различные внешние приложения – флеш-ролики, новостные ленты, тренажеры, тесты, гаджеты и т. д. Вся работа не требует от автора блога специальных знаний по сайтостроению.
Личный профессиональный блог дает в руки учителя принципиально новый инструмент организации обучения, обладающий большими преимуществами. Какие возможности представляет для учителя–предметника образовательный блог? Можно выделить следующие:
1.     рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем;
2.     просмотр учебных видеофильмов с лекциями, а то и с видео-уроками, путем встраивания их в блог;
3.     публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу;
4.     сообщения о событиях в классе или на их уроке, после уроков;
5.     обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета;
6.     обмен знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-обучалками, созданными самими учителями);
7.     обмена гаджетами с различными функциями (например, интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор и т.д.)
8.     полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей;
9.     работа с одаренными детьми.
В процессе ведения образовательного блога, учитель:
·         делает записи в блоге, тем самым совершенствует свою письменную речь;
·         интересуется новостями учительского блог-коммьюнити, расширяет свой кругозор;
·         поддерживает (читая и комментируя) блоги коллег, что способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества;
·         использует новые веб-инструменты, поэтому непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки.

Известные блоггеры предлагают свои типологии образовательных блогов, которые включают:
I. Блоги в учебном и воспитательном процессе
Блог одного урока или темы
Блог учителя-предметника
Блог класса или блог классного руководителя
Блог – учебный проект
Блог ученика или электронная тетрадь ученика
Блог для дистанционной поддержки ученика
II. Блоги в административно-организационном процессе
Блог директора
Блоги заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе
III. Образовательные блоги, созданные для поддержки повышения ква­лификации педагогов.
В своей практике попробовала создание нескольких видов блогов, оценила их преимущества и недостатки.
1.Уроки естествознания http://dinastya2010.blogspot.ru/
Размещаю методические материалы по преподаванию естествознания, биологии в школе, по организации методической работы.
2.Блог кафедры естественных наук гимназии http://kafedraest57.blogspot.ru/
Представляю материалы по работе кафедры, методические разработки коллег. Визитная карточка методического объединения.
3.Изучаем биологию http://bio9klass.blogspot.ru/
Образовательный блог: общая биология 10-11 класс профильный уровень: в заданиях, упражнениях, тестах.
4.Моя планета Земля, 2012. http://cosmos57.blogspot.ru/
Образовательный блог в поддержку учебного курса «Естествознание с основами экологии» в 6 классе.
5.Царство Флоры и Фавны. http://flora57.blogspot.ru/
Блог - проект по изучению многообразия растительного и животного мира планеты для учащихся 7-8 классов.
6.Чешуекрылые. http://lepidoptera57-45.blogspot.ru
Блог в поддержку научно-исследовательской работы обучающихся.

Работа в блоге позволяет стимулировать творческую активность детей – через размещение интересных материалов создание условий для работы с ними. Причем в этой работе принимают участие все субъекты об­разовательного процесса: дети, учителя, родители. Чтобы блог был интерактивным, чтобы возможность диалога была обеспечена технически, там есть чат в сервисе Cbox (http://www.cbox.ws). Использование мультимедиа расширяет дидактические возможности блога, повышает его привлекательность, однако требует определенного профессионализма и квалификации.
Современные инструменты создания и ведения блога позволяют использовать дистанционные образовательные технологии в учебном процессе, поддерживая тем самым смешанную модель обучения. Возможность интеграции с различными инструментами Google и внедрения мультимедийных объектов, предоставление основных инструментов на безвозмездной основе, простота использования – все это определяет ценность блога как инструмента создания новой учебной среды.
Литература:
1.     Блоги. Введение. / Цифровой ресурс http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/
2.     Блоги как рабочий инструмент учителя. / Цифровой ресурс http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
3.     Для чего нужен блог? / Цифровой ресурс http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html
4.     Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
5.     Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php
6.     Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153
7.     Рождественская Л. Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду образовательный блог». / Цифровой ресурс https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8
8.     Что такое образовательный блог? / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...