Школьная
биология была и остается важным звеном в системе общего образования. Она прочно
удерживает свои позиции, несмотря на многочисленные проблемы, возникающие в
образовании. Много споров вызывает
включение в учебный план интегрированного курса «Естествознание» в профильных
классах старшей школы, высказываются опасения исчезновения предмета. Мой опыт
ведения естествознания в гуманитарных и управленческих классах отражает
кардинальные изменения методологии преподавания. 
На первое место я ставлю
развивающие и социализирующие цели, а предметное содержание рассматриваю как
средство поддержки процессов саморазвития и самопознания ученика. Для
гуманитарных классов естествознание ценно основной идеей курса – формирование
отношения к Природе, к жизни, как к высшей ценности на планете. Для
управленческих классов делаю дополнительный акцент на математической
направленности: симметрия в природе, логические рассуждения генетических задач,
построение вариационной кривой модификационной изменчивости и многое другое.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках естествознания и
биологии, обеспечивает возможности развития всех ключевых компетенций.
Предоставляя детям разнообразные приемы и формы работы, как в урочной, так и во
внеурочной деятельности, стараюсь обеспечить каждому ученику свой,
индивидуальный путь к успеху. 
С
целью контроля формирования компетенций обучающихся, использую различные формы:
семинары, тестовый контроль, биологические диктанты, самостоятельные и
контрольные работы, эвристические и продуктивные задания. Результативность
применения различных методов и приемов обучения подтверждается высокими
результатами административных контрольных срезов.
 
В соответствии с концепцией профильного
обучения с 2007 года апробирую УМК «Естествознание для 10-11 профильных
классов» под редакцией И.Ю.Алексашиной. С 2007 по 2010 осуществляла свою деятельность в рамках институциональной
экспериментальной площадки. В гимназии осуществлен третий выпуск 
учащихся, в полной мере освоивших курс естествознания. Проведен сравнительный
анализ качества образования обучающихся, прошедших  двухгодичный полный
курс естествознания в средней школе, с их результатами по физике, химии,
биологии за курс основной школы. Таким образом, выявлена положительная динамика
увеличения качества образования при введении интегрированного курса.
| 
   
Год
  выпуска 
 | 
  
   
Качество образования за 9 класс, в % 
 | 
  
   
Качество
  образования за 11 класс по естествознанию 
 | 
 ||||
| 
   
По
  биологии 
 | 
  
   
По химии 
 | 
  
   
По физике 
 | 
  
   
Среднее
  значение 
 | 
  
   
% качества 
 | 
  
   
Средний
  балл 
 | 
 |
| 
   
2009-10 –
  всего 38 чел. 
 | 
  
   
86 
 | 
  
   
43 
 | 
  
   
78 
 | 
  
   
69 
 | 
  
   
100 
 | 
  
   
4,8 
 | 
 
| 
   
2008-09
  –всего 39 чел. 
 | 
  
   
85 
 | 
  
   
77 
 | 
  
   
56 
 | 
  
   
73 
 | 
  
   
97 
 | 
  
   
4,6 
 | 
 
Мною ведется систематическая работа по
развитию творческого потенциала учащихся, увеличению количества обучающихся,
вовлеченных в проектную, исследовательскую деятельность. Считаю, что овладеть
исследовательскими навыками ученику нужно не для того, чтобы в будущем стать
ученым, а это качество, которое позволит человеку работать с информацией,
самостоятельно постигать понятия и идеи, четко формулировать мысли, а значит
добиться успеха на любом выбранном поприще. Как педагог, работающий в рамках
исследовательского обучения, не всегда знаю ответы на вопросы, заданные в
исследовании, но умею научить детей находить эти ответы, проектировать процесс
исследования. Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут юного
исследователя, придерживаюсь, в соответствии с идеей исследовательского
обучения, трех компонентов: специальные занятия по приобретению и развитию
навыков и умений исследовательского поиска (разработала программу спецкурса
«Введение в исследовательскую деятельность»), проведение самостоятельных
исследований и выполнение творческих проектов. Обязательным условием успешного
обучения считаю публичные выступления школьников, презентующих созданные ими
образовательные продукты, начиная с небольших сообщений по теме урока,
мультимедийных презентаций, продолжая блогами и сайтами в сети Интернет,
серьезными исследовательскими работами. Правильно организованная
исследовательская деятельность ведет к эффективному развитию ключевых
компетенций обучающихся.
Информация о
качестве творческих работ обучающихся по предмету.
Количество
детей (в процентном соотношении), участвующих в проектах разного уровня
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
. 
С
использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые
возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса
школьников к изучаемому предмету. Активно занимаясь внедрением новых информационных
технологий, отмечаю рост числа творческих работ, созданных с использованием
программ PowerPoint, Office
Publischer, Office
Access, Paint, платформ и
серверов Интернет. Анализ видов творческих работ, созданных обучающимися 
Динамика числа творческих работ с
использованием новых информационных технологий (количество работ)


Комментариев нет:
Отправить комментарий