Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

вторник, 4 декабря 2012 г.

Из опыта работы


Школьная биология была и остается важным звеном в системе общего образования. Она прочно удерживает свои позиции, несмотря на многочисленные проблемы, возникающие в образовании. Много споров вызывает включение в учебный план интегрированного курса «Естествознание» в профильных классах старшей школы, высказываются опасения исчезновения предмета. Мой опыт ведения естествознания в гуманитарных и управленческих классах отражает кардинальные изменения методологии преподавания. 

На первое место я ставлю развивающие и социализирующие цели, а предметное содержание рассматриваю как средство поддержки процессов саморазвития и самопознания ученика. Для гуманитарных классов естествознание ценно основной идеей курса – формирование отношения к Природе, к жизни, как к высшей ценности на планете. Для управленческих классов делаю дополнительный акцент на математической направленности: симметрия в природе, логические рассуждения генетических задач, построение вариационной кривой модификационной изменчивости и многое другое. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках естествознания и биологии, обеспечивает возможности развития всех ключевых компетенций. Предоставляя детям разнообразные приемы и формы работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, стараюсь обеспечить каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху. 
С целью контроля формирования компетенций обучающихся, использую различные формы: семинары, тестовый контроль, биологические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, эвристические и продуктивные задания. Результативность применения различных методов и приемов обучения подтверждается высокими результатами административных контрольных срезов.
 
В соответствии с концепцией профильного обучения с 2007 года апробирую УМК «Естествознание для 10-11 профильных классов» под редакцией И.Ю.Алексашиной. С 2007 по 2010 осуществляла свою деятельность в рамках институциональной экспериментальной площадки. В гимназии осуществлен третий выпуск  учащихся, в полной мере освоивших курс естествознания. Проведен сравнительный анализ качества образования обучающихся, прошедших  двухгодичный полный курс естествознания в средней школе, с их результатами по физике, химии, биологии за курс основной школы. Таким образом, выявлена положительная динамика увеличения качества образования при введении интегрированного курса.
Год выпуска
Качество образования за 9 класс, в %
Качество образования за 11 класс по естествознанию
По биологии
По химии
По физике
Среднее значение
% качества
Средний балл
2009-10 – всего 38 чел.
86
43
78
69
100
4,8
2008-09 –всего 39 чел.
85
77
56
73
97
4,6







 

Мною ведется систематическая работа по развитию творческого потенциала учащихся, увеличению количества обучающихся, вовлеченных в проектную, исследовательскую деятельность. Считаю, что овладеть исследовательскими навыками ученику нужно не для того, чтобы в будущем стать ученым, а это качество, которое позволит человеку работать с информацией, самостоятельно постигать понятия и идеи, четко формулировать мысли, а значит добиться успеха на любом выбранном поприще. Как педагог, работающий в рамках исследовательского обучения, не всегда знаю ответы на вопросы, заданные в исследовании, но умею научить детей находить эти ответы, проектировать процесс исследования. Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут юного исследователя, придерживаюсь, в соответствии с идеей исследовательского обучения, трех компонентов: специальные занятия по приобретению и развитию навыков и умений исследовательского поиска (разработала программу спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность»), проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Обязательным условием успешного обучения считаю публичные выступления школьников, презентующих созданные ими образовательные продукты, начиная с небольших сообщений по теме урока, мультимедийных презентаций, продолжая блогами и сайтами в сети Интернет, серьезными исследовательскими работами. Правильно организованная исследовательская деятельность ведет к эффективному развитию ключевых компетенций обучающихся.

Информация о качестве творческих работ обучающихся по предмету.
Количество детей (в процентном соотношении), участвующих в проектах разного уровня


С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Активно занимаясь внедрением новых информационных технологий, отмечаю рост числа творческих работ, созданных с использованием программ PowerPoint, Office Publischer, Office Access, Paint, платформ и серверов Интернет. Анализ видов творческих работ, созданных обучающимися
Динамика числа творческих работ с использованием новых информационных технологий (количество работ)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...