Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

суббота, 5 марта 2011 г.

Диалог с автором - продолжение

В рамках сотрудничества с Образовательным центром «Школа 2100» ежегодно в нашей гимназии проходят семинары для педагогов области с участием методистов центра и авторов учебных пособий. Непременно происходит встреча с детьми, которые учатся по этой программе. Такой живой диалог длится долго и не на все вопросы гости успевают ответить. Вот так и произошло с Даниловым Дмитрием Даимовичем, одним из авторов курса «Окружающий мир». Дмитрий Даимович предложил ребятам написать ему вопросы, а потом по электронной почте дети получили ответы, которые зачитывали в классе и обсуждали. Нас тронуло такое искреннее внимание к нашим детям. Мы также с удовольствием перечитывали письма. Можно поучиться как надо отвечать на детские вопросы! Еще раз спасибо Дмитрию Даимовичу!

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ 4 КЛАССА «Б»
«Сколько Вам было лет, когда вы начали составлять учебник?»
Для данного занятия лет мне было до неприличного мало лет – всего 25. Я работал в школе (уже 5 лет), заканчивал диссертацию, когда мне позвонил мой институтский товарищ, который вместе с нашими преподавателями работал в одном издательстве. Он сказал, что министерство образования сделало заказ на разработку совершенно нового учебника для первого знакомства учеников 3-4 класса с основами истории и обществознания. Мой знакомый в школе не работал и обратился ко мне. Так я начал работу над первым учебником «Мое Отечество». Очень много начал читать, ходить на уроки в начальную школу. Мне повезло, что вскоре познакомился с авторами учебников по другим предметам – Александром Александровичем Вахрушева, Рустэмом Николаевичем и Екатериной Валерьевной Бунеевыми. Бесконечно интересные люди! Очень многому у них научился. Примерно через 1,5 года первый вариант учебника был готов и после нескольких очень жестких проверок получил разрешение для печати. Сам я по собственным ощущениям за это время повзрослел не на 1,5, а, минимум, на 3 года.
Ответ Ане Галактионовой.
Здравствуй, Аня!
Почему я выбрал форму изложения в виде диалога детей?
Потому что это, на мой взгляд, естественная форма общения людей. Вот сейчас мы с тобой вступаем в диалог. Ты задала мне вопрос – я тебе отвечаю. Мой ответ может вызвать твой новый вопрос и так далее. Так мы знакомимся с миром, узнаем новое. Если у нас не созрел вопрос, то понять новое знание нам значительно сложнее. Мы не видим место – куда его приложить к имеющимся у нас знаниям.
Но все это при прямом человеческом общении. А как это сделать в книжке?
Мы с Александром Александровичем Вахрушевым решили описать те диалоги, которые у нас возникали с собственными детьми и учениками, друг с другом. Читая их, вы можете следить за ходом обсуждения, задавать собственные вопросы и находить ответы в нашем тексте, или в других текстах. По-моему так интереснее и больше похоже на настоящую жизнь.
Ответ Валере Баймову.
Здравствуй, Валера!
Как я придумал Илюшу и Анюту?
Когда я начинал писать учебник, я учился этому у моего старшего товарища – Вахрушева Александра Александровича. У него уже были дети – Миша и Лена, о которых он и писал на страницах своего учебника (первые части «Окружающего мира»). У меня тогда детей еще не было, и он предложил мне – выбирай сразу имена для будущих детей и пиши про них. Мы с моей женой выбрали имена – Анюта и Илюша. Что интересно, потом когда у нас родилась дочь, мы ее действительно назвали Анютой и она в чем-то по характеру похожа на Анюту из книжки, но в чем-то отличается. Сейчас моя Анюта учится во 2-м классе и мы с ней договорились, что Анюта из книжки – это «другая Анюта». А вот сына мы назвали – Павлик. Илюша же, когда я его писал – это скорее всего я сам, в возрасте 3-4 класса. Я вспоминал свои мысли, переживания того времени и использовал их.
Ответ Буракову.
Здравствуй, дорогой товарищ Бураков! Жаль, что ты не указал своего имени.
«Почему каждый год у наших учебников меняются названия?»
Не совсем понятно, что ты имеешь в виду? Разные названия каждой части?
Учебник, по которому ты учишься, официально называется «Окружающий мир» с 1 по 4 класса. Однако, согласись, каждый год мы изучаем какую-то особую часть окружающего нас мира, ищем ответы на особые вопросы. Чтобы отразить это, для каждого класса придуманы особые вторые названия:
1 класс – «Я и мир вокруг» – давай договоримся, как называть, то, что нас окружает понятными друг другу словами.
2 класс – «Наша планета Земля» – знакомство с нашим космическим домом, умение читать карту, так же как книгу.
3 класс 1-я часть – «Обитатели Земли» – по каким законам живут все живые организмы на нашей планете от букашки до человека.
3 класс 2-я часть –«Мое Отечество» – по каким законам живут люди в нашей стране, что связывает каждого из нас с ее прошлым.
4 класс 1-я часть – Человек и природа – как все людям жить в мире с природой, не уничтожая ее.
4 класс 2-я часть – Человек и человечество – как разным людям жить в мире друг с другом, не враждовать, а договариваться.
Спасибо за вопрос!
Ответ Лене Семеновой.
Здравствуй, Лена!
У тебя очень интересный вопрос-рассуждение.
«Почему я считаю, что эмоции в отличие от чувств мимолетны, и быстро проходят? Я считаю, что в каждом конкретном случае это может происходить по-разному? …»
Так считаю не только я, но и все ученые психологи, именно по этому признаку отличают друг от друга два этих близких понятия, два слова, которыми мы обозначаем наши переживания. И, как следует из твоего вопроса, так считаешь и ты!
Вот смотри, что ты пишешь:
«Порой обида на человека может развить чувство неприязни, и даже ненависти». Что такое «обида» в этой твоей фразе? Это и есть эмоция – переживание, вызванное конкретной ситуацией, ситуация пройдет и эмоция либо улетучится (ты переключишься на что-то другое, забудешь о неприятном), либо обида затаится внутри и из нее начнет расти устойчивое чувство неприязни к человеку, который тебя обидел. Провести четкую границу внутри нашей души, где закончилась эмоция, а где началось чувство невозможно. Слова, которыми мы все это называем – «условности». Мы просто условились, что переживания, которые быстро проходят – это будем называть «эмоции», а вот переживания устойчивые и глубокие – «чувства».
Спасибо за вопрос!
Ответ Панченкову.
Здравствуй, дорогой товарищ Панченков! Жаль, не знаю твоего имени!
Случались ли со мной ситуации, описанные в учебнике?
Конечно, случались! Ведь мой Илюша – это во многом я сам в вашем возрасте. Я как-то потерялся в незнакомом городе (как Илюша в Новгороде), я любил приставать к маме, чтобы она объяснила мне непонятные слова, которые были слышны из телевизора и т.д.
Но какие-то ситуации случались не со мной, а с моими знакомыми. Какие-то я просто выдумал. Но даже, когда я их выдумывал, я исходил из своего жизненного опыта, которым и осмеливаюсь делиться с вами. А как же иначе?
Спасибо за вопрос!
Желаю удачи!
Ответ Гоше Саунину.
Здравствуй, Гоша!
Сколько я писал учебник «Окружающий мир»?
Первый раз – 1,5 года. Это было очень сложно и интересно, я тогда многому сам научился. С тех пор мы с моими соавторами еще дважды возвращались к нашему тексту (спустя 5 лет и спустя 10 лет) и многое в нем меняли, исправляли, дописывали. Жизнь меняется, меняемся мы – и учебник неизбежно должен меняться вместе с нами. Сейчас, например, мы делаем электронный диск к нашим учебникам по разным предметам. Там будут разные ожившие картинки и задания, немного (только немного!!!) напоминающие компьютерные игры.
Ответ Анастасии Вальковой.
Здравствуй, Настя!
Почему мы в каждом учебнике не меняем на Анюту и Илюшу других детей?
Почему мы именно этих героев выбрали?
Почему не взрослых, а именно детей?
Когда я начинал писать учебник, я учился этому у моего старшего товарища – Вахрушева Александра Александровича. У него уже были дети – Миша и Лена, о которых он и писал на страницах своего учебника (первые части «Окружающего мира»). У меня тогда детей еще не было, и он предложил мне – выбирай сразу имена для будущих детей и пиши про них. Мы с моей женой выбрали имена – Анюта и Илюша. Правда, сына мы позже назвали Павликом, а не Илюшей.
Почему дети, а не взрослые? Потому что это учебник для вас – для детей, а не для взрослых. Он должен быть написан в виде детских вопросов и ответов для детей. Вот сейчас мы пишем учебники Обществознания для 6-9 класса – и там, в диалоги вступают подростки – ученики 6-9 классов.
А почему не меняем в каждом учебнике имена детей на Илюшу и Анюту? Не совсем понятно, в чем вопрос? Ты хочешь, чтобы и по математике и по литературе были везде Анюта и Илюша? Но авторы этих учебников выбирали имена своих детей или имена детей, людей, которые наиболее запомнились им в жизни. По-моему, это было бы однообразно и наскучило, если бы на всех страницах жили одни и те же литературные персонажи. Ведь все мы – разные!
Ответ Кате Пушной.
Здравствуй, Катя!
1) Почему после каждого параграфа в 4-м классе вопросы стали делиться на две группы?
Мы доработали форму всех наших учебников. Вероятно, в 3-м классе ты училась по старому варианту, в 4-м – уже по-новому. Вопросы разделены для того, чтобы вы видели – какие из них просто просят вас повторить своими словам главные мысли нашего текста (первая группа), а какие – предлагают вас высказать свои мысли, составить тем самым собственный устный текст (вторая группа). Проверь, об этом же сказано на страницах «Как работать» в начале учебника!
2) Почему в учебниках за 4 класс две части с разными названиями?
Вообще-то так было и в 3-м классе – у тебя были книжечки с названиями «Обитатели Земли» и книжечки с названиями «Мое Отечество». Но на каждой из них было вверху написано название предмета – «Окружающий мир» В новом издании учебник мы просто назвали это часть 1 и часть 2. А отличаются они тем, какую часть окружающего мира мы в них изучаем, какими задаемся вопросами:
4 класс 1-я часть – Человек и природа – как все людям жить в мире с природой не уничтожая ее?
4 класс 2-я часть – Человек и человечество – как разным людям жить в мире друг с другом, не враждовать, а договариваться?
3) Какая из тем мне больше всего нравится?
Ты не поверишь, но все!!! Я ведь их каждую писал – и пока писал, многое читал, разбирался и понимал, что оказывается это все интересно. А вот когда ты читаешь и работаешь с этим, тут у тебя обязательно будут любимые и не очень любимые темы. Но в собственных творениях – поделках, стихах, письмах и т.п. - если ты ими довольна, тебе скорее всего будет интересно все!
4) Почему появились рабочие тетради?
Они были всегда – надо же где-то выполнять письменные задания. Вероятно вы их просто раньше не использовали.
Спасибо за вопросы!
Желаю удачи!
Данилов Дмитрий Даимович

Ответ Андрею Меньщикову.
Здравствуй, Андрей!
1) Зачем разные уровни сложности?
Они нужны так интересы и возможности одного человека отличаются от интересов и возможностей другого. Одному нравятся исторические темы, другому – темы про животных. Одному хорошо дается математика, а другому значительно сложнее и так далее. Нельзя ко всем подходить с одинаковой меркой требовать, чтобы все учились на отлично по всем темам. Вдумайся – слово «отлично» означает, что ты в чем-то отличился от других, от того что составляет общий уровень требований. Это и есть «программный уровень сложности» - решение задач трудных, требующих размышления и творчества. В тоже время есть знания и умения, которые нужны и важны всем. Это задачи попроще, решать которые можно просто натренироваться. Они составляют другой уровень – необходимый, который оценивается как «хорошо, но не отлично». Зачем мы ввели эти уровни в рабочие тетради? Чтобы ты, Андрей, и каждый и твоих товарищей учились выбирать, какой уровень сложности сегодня ты готов выполнить. Чтобы выбирая вы видели, что можно сделать больше. Мы – современные взрослые – как раз страдаем от того, что нас в нашем детстве почти не учили выбирать, а многое заставляли делать одинаково. Мы сейчас от это страдаем, так как жизнь постоянно требует от нас самостоятельных решений. Чтобы помочь вам избежать наших ошибок, мы и придумали уровни сложности заданий. Учись выбирать главное и интересное для себя!
2) Почему мы выбрали именно Илью и Анюту?
Мои старшие товарищи, создавая свои учебники выбирали их героям имена собственных детей. Когда я писал первый учебник у меня детей еще не было и мы с женой попытались заранее выбрать имена для них. С Анютой мы угадали. Через несколько лет, когда у меня родилась дочь, мы ее назвали Анютой. А вот сына – Павликом. Илюша же из книжки – это скорее – я в этом возрасте.
3) Какие части учебника мне нравятся?
Ты не поверишь, но все!!! Я ведь их каждую писал – и пока писал, многое читал, разбирался и понимал, что оказывается это все очень интересно. А вот когда ты читаешь и работаешь с этим, тут у тебя обязательно будут любимые и не очень любимые темы. Но в собственных творениях – поделках, стихах, письмах и т.п. - если ты ими доволен, тебе скорее всего будет интересно все!

Спасибо за вопрос!
Желаю удачи!
Данилов Дмитрий Даимович

Ответ Григорьеву.
Здравствуй, дорогой товарищ Григорьев! Жаль, что в письме, которое ты подписал, не указано твое имя. Вопрос же твой очень оригинален и свидетельствует о необычайно вдумчивом характере твоей личности:
«Почему в других учебниках «Окружающий мир» все понятно, интересно? Их хочется читать. Я сам могу во всем разобраться. А этот учебник читать не хочется».
Как следует из твоего вопроса, ты, товарищ Григорьев, знаешь помимо нашего еще не один, а минимум два учебника «Окружающего мира»! Тебе приходилось дважды менять школу? Или же ты так заинтересовался этим вопросом, что сам взял другие учебники и стал сравнивать? Жаль, что мы не смогли пообщаться напрямую, и я не знаю твоих ответов на эти мои уточняющие вопросы. В любом случае – вот мой ответ.
1) Тебе не интересно читать наш учебник, не хочется этого делать.
Мне очень жаль, но так бывает. Все люди разные и то, что интересно одному, может оказаться совершенно не интересно другому. Значит, мы с тобой не совпали в интересах. Мне мой учебник было очень интересно писать, а спустя много лет мне его интересно перечитывать. Очень часто об этом же мне говорят на встречах разные ребята. Но, видно, для тебя действительно нужен другой учебник, раз наш не вызывает у тебя интереса.
2) Тебе не все понятно в учебнике.
А вот с этим я могу тебе помочь. Когда тебе самостоятельно нужно понять сложный (и может быть не очень интересный) текст, то попробуй пользоваться следующими правилами:
1. Прежде чем бросаться читать текст, рассмотри его.
- Обдумай заголовок – что означают его отдельные слова, что они могут значить вместе?
- По иллюстрациям попытайся представить о чем будет этот текст.
- ДО чтения пробеги по нему глазами – большой он или маленький, сколько в нем абзацев, есть ли выделенные слова, на которые надо будет обратить внимание.
- Есть ли задание специальный вопрос, на который надо найти ответ, читая текст – в чем это задание заключается?
Если ты так подготовишься к чтению текста, тебе будет значительно проще его понят.
2. Читая текст, делай это медленно, вдумчиво.
- Встретив непонятное тебе слово, остановись, подумай, что оно значит, если надо загляни в словарь, и, выяснив значение, прочитай это предложение еще раз, уже с пониманием незнакомого слова.
- Читая фразы, думай, согласен ты с ними или нет.
- Останавливай чтение там, где есть прямые вопросы. Например, если это диалог героев, когда Анюта или Илюша, что-то спрашивают у рассказчика. Перечитай их вопрос, подумай, почему они его задали? Ты бы спросил так же или по-другому. Продолжив чтения ищи в тексте ответ на возникший вопрос.
- Если прямых вопросов в тексте нет, пытайся задавать их автору (например, мне) сам, мысленные в разных местах.
3. Закончив читать текст, вернись к главному вопросу, который у тебя возник в начале (или был поставлен как задание к тексту). Попробуй теперь ответить на него, опираясь на то, что ты узнал из текста.
Приведу конкретный пример:
Урок «Как жить в мире людей», начало текста (мысленные вопросы, которые читатель может задать автору, приведены синим курсивом в скобках):
«Наш внутренний советчик (Обдумай название! О чем это? «Советчик» – это тот, кто советует, как поступить. А что значит «внутренний»? Кто-то «сидит» внутри меня и может давать мне советы? Кто же это? О ком это автор так сказал? Попробуем разобраться, прочитав текст.)
Каждый день ты совершаешь множество поступков. (Ну да, согласен). Как же ты узнаешь, какие из них плохие, а какие хороши? (Действительно, как?) Тебе в этом помогает совесть. (Слово, конечно, знакомое, а вот, что оно значит? Автор его выделил в тексте!) Так называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла! (Да, пожалуй согласен...) К суду своей совести надо прибегать постоянно, если не хочешь попасть в неприятную ситуацию. (Это как?) Но бывает, что совесть у человека спит. Он совершает поступки, не успевая или не желая понять, насколько они хороши или плохи. О таком человек говорят, что он «бессовестный». Совершая зло, он продолжает жить совершенно спокойно. (Ага, есть такие!) Но ведь рано или поздно совесть может проснуться, и в старости, все зло, которое он причинил людям, будет мучить его. (Ну, вроде, понятно, что такое совесть… Погоди, а какой у меня был вопрос к названию?... Кажется понятно, кого автор назвал «наш внутренний советчик» – это совесть!)
На самом деле, дорогой товарищ Григорьев, это мои вопросы к этому тексту. У тебя они могут быть другие и в других местах. Главное, чтобы ты научился подобные вопросы задавать, читая текст и находя в нем ответы. Тогда любой текст окажется для тебя не столь уж трудным.
Попроси вашего учителя – Галину Сергеевну – помочь тебе научиться этому!

Спасибо за вопрос!
Желаю удачи!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...