Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

понедельник, 27 декабря 2010 г.

Тесты по естествознанию

Необходимость контроля знаний учащихся важный момент преподавания любого предмета. Для практически всех школьных дисциплин созданы сборники тестовых заданий. С проверкой знаний по естествознанию в профильной школе существует проблема. Я еще ни разу не встречала в книжных магазинах готовых продуктов такого направления. Выхожу из ситуации, используя тесты по КСЕ для высшей школы, материалы ЕГЭ по биологии и обществознанию. Предлагаю свой вариант такого сборного теста.

вторник, 21 декабря 2010 г.

Клод Моне

Рассматривая в курсе естествознания по программе И.Ю.Алексашиной эволюцию техники, стараюсь показать примеры взаимодействия науки, технологии и искусства в плане возникновения новых видов искусств. Книгопечатание, его прогрессивное воздействие на развитие науки и литературы. Киноискусство - как особый вид. Возникновение радио и отдельного слоя массовой культуры. На глазах наших родителей развивалось телевидение. Мы являемся свидетелями и участниками бурного внедрения новых глобальных информационных средств, делающих мир все более открытым для человека.
Но не только наука ведет к появлению новых видов искусства. Искусство оказывает влияние на рациональное знание, науку. Безусловно - через эмоции исследователя. Но не исключено, что искусство дает рациональный результат, ведет к новым инженерным решениям.
Существует гипотеза о возникновении идеи создания растра в телевизионных трубках цветных телевизоров и мониторов (миллионы цветов создаются с помощью трех точек - красной, синей и зеленой). Считается, что она была навеяна инженерам художниками-импрессионистами, создавшими пуантилизм (фр. pointiller - "писать точками") - манеру письма отдельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы.


Клод Моне, вдохновитель импрессионизма, живописного стиля в искусстве Франции, сложившегося в 60-70-е годы XIX века, увидел градации света, реакцию цвета на свет в более тонких нюансах и первым передал это. Чтобы воспроизвести подвижную изменчивость светового состояния, художник использовал технику раздельного мазка, обязывающую смотреть картину не вблизи, а на определенном расстоянии, когда все отдельные мазки смешиваются, сливаются оптически в глазу зрителя, образуя тот мотив и тот эффект, которых старался достичь Моне.

воскресенье, 19 декабря 2010 г.

Джузеппе Арчимбольдо

Уроки естествознания, биологии направлены на овладение учащимися определенной системой знаний о живой природе без акцентирования этих знаний на культурологическом аспекте. Преподавание биологии происходит отдельно от истории, мировой художественной культуры и других предметов. Хотя,  изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Возросшая информированность учащихся в различных областях становится препятствием к тому, чтобы новым материалом на уроке вызвать изумление, восхищение, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или живописные картины позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника.
Полотна итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо неизменно вызывают эмоциональный отклик детей. Как показывает практика, эвристические задания, основанные на творчестве этого необычного художника, влекут за собой изучение истории того периода, сопоставление с современными течениями в искусстве, знакомство с мифологией.
Вертумн
Его экстравагантные картины с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто несут портретное сходство, к примеру, Вертумн ассоциируют с портретом Рудольфа II, при дворе которого служил художник. Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II
Флора
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, какТихо Браге и Иоганн Кеплер.

Весна
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. 

Лето
Арчимбольдо создал несколько портретов членов императорской семьи, которые входят в первый вариант серии «Времена года». Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.

 
Осень
Его искусство стремилось связать в единую цепь мир природы и мир человека, живых и мёртвых, небо и землю, звёзды и людские характеры, цвет, букву, число, даже звук. 
Зима
С изумительной изобретательностью импровизирует Арчимбольдо свои композиции, в которых горы фруктов, цветов, живых существ складываются в причудливые полуфигуры и, не переставая быть сами собой, тут же оборачиваются нарядными, празднично одетыми современниками художника.

суббота, 18 декабря 2010 г.

Диалог с автором

Проблемная ситуация в образовании и обществе в целом, связанная со снижением интереса к чтению у детей, достигла своих критических пределов. Это происходит в контексте мировых изменений медиасреды, всеобщего перехода к информационному обществу. Очевидно замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция. Каковы будут последствия этого?
Рассмотрим данную проблему в контексте развития исследовательской деятельности школьников. Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Как научить ребенка работать с научной литературой?

четверг, 16 декабря 2010 г.

Сирень

Amiry, Lilac In Bloom
А. Фет
Почему живописцы сирени верны
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси…
С.Чаплыгин. Букет сирени


среда, 15 декабря 2010 г.

Размышление о творческих заданиях

Бродила по просторам Интернета в поисках новой идеи для создания творческого задания по биологии и наткнулась на форум, на котором обсуждался вопрос : "Нужны ли в школе творческие задания?" Пишут мамочки и еще кто-то, пожелавший остаться неизвестным : 
Ненавидела в школе эти т.н. "творческие задания"... Нельзя заставить творить насильственно. Кто-то одарен и имеет к этому тягу - добро пожаловать в литературный кружок. А дети, одаренные в других направлениях, не должны фары получать только потому, что училка возомнила себя передовиком образовательного департамента.
помню. нам в 5 классе надо было стихи на инглише сочинять. ну неужели нельзя нормальное задание придумать??? ребёнку на завтра кучу уроков учить+у многих кружки-секции. даааа...бывают такие .... училки. 
Прочитала еще десяток таких высказываний и совсем грустно стало.  Вопрос о творческой деятельности ребенка - один из самых обсуждаемых в современной педагогике. Творчество сопоставляется с деятельностью нетворческой, воспроизводящей, копирующей, повторяющей уже известные образцы вещей, идей, действий. Многие учебники изобилуют подобными заданиями. Стоит лишь открыть рабочие тетради на печатной основе по биологии некоторых авторов и первое, что бросается в глаза: картинка из учебника скопирована в рабочую тетрадь, а задание состоит в подписывании частей этого рисунка. Если ребенок и его родители не идиоты, то задание за 5 минут сделано, а значит с учителя можно потребовать отличную оценку! Прибавилось ли знаний и умений у ребенка!? Надеюсь, что именно за этим родители отправляют свое дитё в школу. Думаю, что нет. Приращение знаний происходит лишь при их применении в нестандартных или новых ситуациях, через творческую работу с приобретенными знаниями. А проявлением творческой деятельности может быть не только новый результат, но и новый путь достижения известного результата. 
История говорит о том, что в жизни общества и отдельного человека, постоянно появляется что-то новое — новые технологии, новые научные идеи, новые формы  общения (Как сейчас популярны социальные сети, о которых еще 10 лет назад мы и не думали!) и т. д., можно считать творческой всю деятельность человечества. Это не значит, что каждый вид деятельности творческий, но элементы творчества присущи многим из них. Получается следующее: без творческих заданий мы не можем научить ребенка мыслить по-новому, адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям времени.
Еще один аргумент: в заданиях ЕГЭ, к примеру по обществознанию, от выпускника требуется прокомментировать высказывание известного человека по философии, экономике и др. Если мы не научим школьника высказывать свои мысли, облекать их в лаконичную и емкую форму, то не будет и окончательного результата в виде приличного балла ЕГЭ.
Для составления подобных заданий по естествознанию и биологии коллекционирую интересные цитаты, предлагаю, к примеру, вот такие:

1.      Великий гуманист 20 века Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаем, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность и мы с ней связаны».

2.      Известный биолог А.Г. Банников так образно охарактеризовал масштабы воздействия человека на природу: «Чтобы поджарить яичницу, нет необходимости поджигать дом. Именно так поступает человек, вырубая на древесину тропические леса, уничтожая целые виды животных».


3.      В.И. Вернадский, основоположник учения о биосфере писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».

4.      Высказывания члена-корреспондента Российской АН Н.Н. Моисеева: «Мощь цивилизации такова, что современное человечество подобно Гулливеру, который очутился в хрустальной лавке лилипутов. Одно неосторожное движение – и все созданное великолепие превратится в никому не нужные осколки».

На каждом уроке, читая ли басню, решая ли задачу, составляя ли кластер, идет сложная и кропотливая работа, через которую дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, самостоятельно открывать знания, так необходимые для дальнейшей жизни.

вторник, 14 декабря 2010 г.

Аполлон и Афродита

Для развития мотивации изучения анатомии человека на дополнительных занятиях кружка или элективного курса практикую выполнение вот такой практической работы. Она не требует дополнительного оборудования, необходима только эластичная сантиметровая лента, линейка и знание своего веса и роста. Работа вызывает неизменный интерес учащихся, выполняют ее весело. Главное, сделать правильный настрой на оценку своих результатов, предварительно показать, что идеал красоты человеческого тела изменялся с развитием человеческого общества. Любить себя и свою фигуру - значить жить в гармонии с миром.

Афродита
Аполлон
 
Практическая работа
«Антропометрические характеристики развития тела»

1.Грудо - плечевой тест.
Для измерения используется гибкая сантиметровая лента, работа идет в парах. Встаньте в привычную позу. Измерение производится спереди (грудь) и сзади (спина).  Каждое измерение производится между большими бугорками плечевых костей.
Расчет:                        передний размер (см)
                             К=------------------------------
                                     Задний размер (см)
Оценка полученных результатов:
- в норме К равно 1 либо больше 1;
- К, равное 0,9, оценивается как в комплексе с другими коэффициентами пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;
- К, равное 0,8, и ниже, указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.
2. Грудо – лопаточный тест.
Жесткой сантиметровой линейкой  сделать упор около нижнего края лопатки и зафиксировать значение прилегания правой и левой лопатки к ребрам в см.
Оценка: значение более 2 см свидетельствует о наличии «крыловидной лопатки». На ассиметричное расположение лопаток и порочность телесной вертикали указывает большая, чем в 1 см, разница между правым и левым значениями. При гармоничном  развитии лопатка на всем протяжении должна прилегать к грудной клетке. Высота возвышения над ней должна соответствовать толщине самой лопатки (в пределах 1.1,5 см).
         3. Гармоничность конституции тела.
Проведите следующие измерения и занесите данные в таблицу:
Измерения
Результат
1.Обхват головы (лента проходит сзади по затылочному бугру и спереди по надбровным дугам)
2.Обхват грудной клетки (лента проходит на уровне четвертого ребра под молочными железами и нижним углом лопатки)
- в состоянии покоя
- в момент максимального вдоха
- в момент максимального выдоха
3.Длина тела сидя (от поверхности сидения стула до верхушечной точки головы)
4. Длина тела стоя
5.Обхват живота (измерение проводится стоя, на уровне пупка)

Оценка результатов.
Индекс Пинье -= длина тела стоя (см) – обхват грудной клетки в покое (см) - масса тела (кг) = 20.
Показатель больше или меньше 20 указывает на диспропорцию развития телесного плана.
Индекс Апполона. При гармоничном развитии длина тела в положении «сидя» на половину меньше длины тела в положении «стоя»
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:           
        Обхват гр. клетки
К =-----------------------------  х 100
        Длина тела в см
При значениях К до 55 мы имеем дело с пропорциональной грудной клеткой (нормостенической). При К меньше 50 – узкогрудостью (астенической грудной клеткой). При К больше 55 – с широкогрудостью (гиперстенической грудной клеткой).
Соотношение между обхватом живота и грудной клеткой. Обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
Индекс Чулицкой:
         Обхват головы (см)
К =------------------------------- х 100
         Длина тела стоя (см)
В норме значения К находятся в пределах от 42,5 до 44,4. Более высокие величины индекса соответствуют меньшей морфологической зрелости.
Кожно-жировая складка. На уровне пупка двумя пальцами захватывают кожно-жировую складку и измеряют ее толщину. Если толщина равна 2 см – достаточная упитанность. Складка более 2 см – повышенная упитанность. Складка от 1 до 2 см – умеренно пониженная упитанность, меньше 1 см – сниженная упитанность.
Сделайте общие выводы по работе.

понедельник, 13 декабря 2010 г.

Интересные географические факты

Гравитация распределяется по поверхности Земли неравномерно. Оказывается, в некоторых местах вы можете почувствовать себя тяжелее, чем в других. Область низкой гравитации наблюдается возле берегов Индии, а относительно высокая гравитация – в южной части Тихого океана. 

Орбита Луны увеличивается, и отдаляется от Земли. В целом, это происходит со скоростью 4 см. в год. Однако, астрономы предсказывают, что когда Солнце вступит в фазу красного гиганта – приблизительно через 5 млрд. лет – и Земля, и Луна, попав под влияние его увеличившейся атмосферы, сблизятся снова. В этот период Луна подойдет к Земле так близко, как никогда – она будет находиться на высоте 18470 км. над нашей планетой в точке, получившей название «предел Роше». В итоге Луна будет разорвана на куски и рассеяна, образовав из обломков грандиозное кольцо диаметром 37000 км. над экватором Земли, подобно кольцу Сатурна.

Охос-дель-Саладо на границе Чили и Аргентины является самым высоким из действующих вулканов в мире; его высота составляет 6887 м.

Самым большим кратером обладает вулкан Тоба к северу от центральной части Суматры, Индонезия, площадь его 1775 км2. Это потухший вулкан.

Крошечный кристалл циркония является самым старым кусочком Земли, обнаруженным до настоящего времени. Возрастом от 4,3 до 4,4 млрд лет, этот крошечный кусочек на 100 млн лет старше любого из открытых раньше.

Почва острова Кимолос, входящего в группу Кикладских островов в Эгейском море, состоит из жирного мыльного вещества, которое жители острова с незапамятных времен используют в качестве мыла. Они моются им и стирают белье. Когда идет дождь, остров покрывается мыльной пеной. 

В городе Тегази (Сахара) встречаются дома со стенами из каменной соли. Это одно из самых сухих мест на Земле, и поэтому домам не грозит опасность раствориться от дождя. 

Местность Сен-Мишель в северо-западной Франции два раза в сутки бывает островом и два раза полуостровом. Своеобразное явление обусловлено сильными приливами и отливами в этой части Атлантического океана. 

На острове Кунашир, замыкающем с юга Большую Курильскую гряду, природа создала из камня уникальное сооружение, похожее на гигантский орган. Его шестигранные высотой в несколько десятков метров "трубы", тесно прижавшись друг к другу, образовали массивный выступ, который неприступным мысом круто навис над Охотским морем. Когда над морем бушует шторм, завывание ветра в расщелинах этих труб напоминает звучание органа. 

Эхо - отражение волны воздуха. Если отражающая звук скала находится от нас на расстоянии меньше 30 м, то эхо не возникает. На реке Рейн есть местность, где эхо повторяет слово двадцать раз. Во Франции у города Вердена стоят две башни на расстоянии 60 м друг от друга, и если стать между ними и крикнуть, то можно услышать отголоски слова двенадцать раз. Знаменитое Ухо Дионисия - высеченный в скалах у Сиракуз и действительно похожий на человеческое ухо гигантский грот, где эхо достигает такой силы, что шорох разорванного у входа бумажного листа отдается из глубины пушечным выстрелом.

Самый большой вулкан на свете находится на японском острове Киу-Шиу и называется Асо. Длина кратера этого вулкана достигает 23 километров, ширина -14 километров, глубина - 500 метров. Вулкан Исалько в республике Сальвадор извергается через каждые 8 минут и за двухсотлетнюю свою деятельность дал более 12 миллионов извержений. Япония - классическая "страна землетрясений", В среднем на ее территории происходит три землетрясения в сутки: "На завтрак, обед и ужин", - как говорят японцы в шутку. Большинство из них отмечается лишь приборами.

 В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (дождевая, почвенная, из свежего или долго лежащего снега и пр.), по количеству и характеру растворенных в ней веществ. Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительные ресурсы морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек. 

Речные потоки ежегодно уносят в моря и океаны 16 миллиардов тонн твердых материалов в виде камней, различных обломков или растворенных веществ. Если все это погрузить в товарные вагоны, то составится поезд, который 30 раз опояшет земной экватор. 

Один берег реки Урала находится в Европе, другой - в Азии.

Озеро, наполненное "чернилами", есть в Алжире, вблизи Сиди-бель-Аббес. Водой этого озера можно писать на бумаге. "Чернила" никогда не иссякают, так как их запас постоянно пополняется. Дело в том, что в эту "природную чернильницу" впадают две небольшие речки: воды одной из них богаты солями железа, а другой - гуминовыми веществами; они-то и образуют жидкость, подобную искусственным чернилам.

На Земле Виктории (Антарктида) найдено озеро, вода в котором в 11 раз солонее морской и может замерзнуть только при температуре -50 градусов 

Недалеко от села Кергалан в Азербайджане есть такая "горючая" вода. Она бьет ключом из небольшой скважины, образуя бойкий ручеек. Стоит только поднести к ключу зажженную спичку, и вода загорается голубым пламенем. Ученые объясняют это тем, что вместе с водой из-под земли выходит горючий газ - метан. Он-то и загорается от спички. 

Атмосфера земного шара весит 5 300 000 000 000 000 тонн. 

Гроза в Египте бывает всего один раз в 200 лет.

Весна движется со скоростью примерно 50 километров в сутки. Это определено по наблюдениям за соцветием отдельных растений.

 Первый географический атлас появился в 150 году нашей эры. Его создателем был греческий ученый Птолемей. Атлас отпечатали в 1477 году в городе Болонья (Италия). Самый большой атлас хранится в Немецкой государственной библиотеке в Берлине. Его вес около 250 килограммов, а размеры 1,7 х 2,2 метра. Этот редкий экспонат дает посетителям библиотеки возможность ознакомиться с картографическим искусством XVII столетия. Первый географический глобус хранится в городе Нюрнберге. Он изготовлен географом М. Бехаймом в 1492 г.

воскресенье, 12 декабря 2010 г.

Цветочные часы

Творческое задание для учащихся: " В шведском городе Упсала есть большая клумба, по которой местные жители и многочисленные туристы определяют время. Каждый вид высаженных цветов распускается в свое время. Эта клумба-часы бережно сохраняется в память о профессоре Упсальского университета Карле Линнее, изобретшим живые часы. Сейчас, когда высокоточные часы имеются у всех, какое значение имеет эта клумба?"

четверг, 9 декабря 2010 г.

Ромашки на лугу


Ромашка
Её к земле сгибает ливень,
Её ласкает солнца луч.
Наряд изысканно наивен,
А в лепестках любовный ключ.

Невеста русского раздолья -
Полей, опушек и лугов.
Её узнает царь и школьник,
Она – хозяйка всех венков.

Всегда свежа, неприхотлива.
Глазаста яркой желтизной.
Порою смотрит сиротливо
В бег облаков над головой.

Цветок, как будто неприметный.
Ромашка - чудный божий дар.
Её сгибает ливень летний.
Осушит снова полдня жар.

Иван Бунин

среда, 8 декабря 2010 г.

Домашние питомцы

Символом наступающего 2011 года называют белого кота. Нам повезло, ведь дома живет настоящий символ года - кот Фунтик. Не маленький символ, весом в пять килограммов. Любит спать и валяться на ковре, не в меру любопытен и также сильно боязлив. Разговорчив, слышали от него слово "мама", сказанное очень противным и гнусавым мяуканьем. Откликается на несколько имен: хозяйка в хорошем настроении - Фунчик, Фунечка, в плохом - Фунчеза. А он нам рад всегда, и не важно какое у нас настроение.
Крупным планом
В неприличной позе
с девчонками
С мамой Масяней

воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Вавилонская башня

Каждая глава учебника естествознания под редакцией И.Ю.Алексашиной открывается иллюстрацией на шмуцтитуле. Работа с этими образами для учителя естественных наук трудна. Но она позволяет ввести ту гуманитарную составляющую, которая, как раз, и отличает традиционное преподавание естественных наук в школе (биологии, химии, физики) от интегрированного курса естествознания, ориентированного на учащихся гуманитарных профильных классов. Обсуждение репродукции обеспечивает реализацию понимания учащимися ведущей идеи главы.
Первую главу учебника за 10 класс открывает репродукция картины Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская башня". Идея главы - единство научных и инонаучных методов познания мира.

Ход обсуждения картины достаточно подробно описан в методике преподавания естествознания, выпущенной издательством "Просвещения" Я привожу лишь дополнительный материал, который позволит расширить представления учителя и учащихся по обсуждаемому вопросу.

Вавило́нская ба́шня — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, легенда о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
История
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. Не исключено, хотя этому нет никаких исторических свидетельств, что пленные евреи участвовали в восстановлении Этеменанки.
реконструкция зиккурата
Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме. В Библии Вавилон выступает олицетворением греха.
Интересные факты
  • Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. На плакате изображена Вавилонская башня и девиз на французском: «много языков — один голос», искажающий смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года и которое сейчас используется по назначению. 
  •  
     
Страсбург, здание Европейского парламента. 

    Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).
    В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская башня", имеющее три варианта (один приведен выше).


    Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:
    • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
    • Андрей Платонов, повесть «Котлован»
    • Клайв Льюис, роман «Мерзейшая мощь»
    • Виктор Пелевин, роман «Generation P»
    • Нил Стивенсон в романе “Лавина” дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.
    Нашел свое отражение сюжет и в музыке:
    • На основе сюжета о Вавилонской башне построена вокальная опера-импровизация Бобби Макферрина «Боббл» (2008)
    • В 2004 году группа Кипелов записала песню Вавилон в одноименном сингле.

    "Афинская школа" Рафаэль Санти

    Текст первой главы учебника естествознания за 10 класс, посвящен обсуждению особенностей научного познания, предваряет репродукция фрески Рафаэля Санти и вопрос, обращенный к учащимся: "Как вы думаете, о чем спорят Аристотель и Платон?" Как показал опыт, для ведения дискуссии учителю необходимо ориентироваться в персонажах картины и завершить полилог обоснованным выводом. Данный материал концентрирует информацию по этой картине.


    "Афинская школа" - великое произведение Рафаэля.
    Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир
    Материал с сайта http://www.abc-people.com
    В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
    Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.
    Кто есть кто на фреске "Афинская школа"
    1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
    2 - Пифагор
    3 - Диоген Синопский
    4 - Микеланджело в образе Гераклита
    5 - автопортрет
    6 - Эпикур
    7 - Александр Македонский
    8 - Сократ
    9 - Евклид


    Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь находятся  не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

    В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.
    Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
    Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
    Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
    Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
    Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
    В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
    Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.
    Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).

    - с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
    - в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
    - в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
    - в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
    - в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
    - в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
    - в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
    - с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
    - в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
    - с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
    - рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
    - следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
    - в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
    - мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
    - в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
    - лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
    - в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
    - с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
    - стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
    - стоит и держит книгу – философ Парменид
    - сидит опершись на куб – философ Гераклит
    - лежит на ступенях – философ Диоген
    - сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м.б изображен герцог Федерико Гонзага
    - с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
    - в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
    - спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
    - в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
    - в темном берете – Рафаэль
    - в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
    - опершись рукой о стену – философ Пиррон
    - на одной ноге – ?
    - в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
    - всходит по ступеням – философ Эпикур
    - спиной, в розовом – ?
    - с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
    - вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля

    Из книги Т.Галле "Новые открытия"

    Особенностью учебников естествознания под редакцией И.Ю.Алексашиной является большое количество художественных образов в тексте. Они обозначены рубриками «Мысль и образ». Для анализа этих произведений учителю важно обладать достаточным запасом историко - научных знаний. В первой главе учебника 10 класса в параграфе 7 приведена гравюра из книги Т.Галле «Новые открытия», изданной в VII веке. Задание по расшифровке этой гравюры целесообразно давать учащимся на домашнюю подготовку.

     
    Frontispiece to Nova Reperta New Discoveries engraved by Theodor Galle 1571-1633 c.1600 2
    Artist Name:
    (after) Straet, Jan van der (Giovanni Stradano)
    Painting Title:
    Frontispiece to Nova Reperta New Discoveries engraved by Theodor Galle 1571-1633 c.1600 2
     
    Вот что выяснили мои ученики, рассматривая гравюру. Во-первых, мы не смогли найти поясняющие тексты в Интернете на русском языке. Для задачи поиска эффективными оказались слова NOVA REPERTA, что в переводе с латинского языка – «новые открытия». Пояснения нашлись на английском языке  и отправной точкой стал сайт виртуальной галереи http://www.artchive.com

    [Nova Reperta] Amsterdam, ca. 1600.
    Syphilis ravaged the Atlantic world since the late fifteenth century. Early medical writers knew that the disease was sexually transmitted, and many assumed that it was brought to Europe by Spanish conquistadors. Physicians recommended the use of Guaiacum, a plant from the New World, as the definitive cure for the disease. Commercially known as Lignum Vitae or Holly Wood, this was one of the first American drugs to be commercialized at a grand scale in Europe. This engraving, the title page to the Nova Reperta, an illustrated catalogue of sixteenth century technological developments, shows some logs labelled hyacum or guaiacum at the right of the image.
    Пояснения, найденные на сайте http://www.brown.edu

    Наш вариант расшифровки открытий, изображенных на гравюре:
    1.Открытие Америки Христофором Колумбом
    2.Применение морского компаса
    3. Использование огнестрельного оружия
    4. Печатный станок
    5.Механические часы
    6.Найдено средство лечения сифилиса (бытовало ошибочное мнение, что сифилисом можно заразиться побывав в тропическом лесу, поэтому на картине изображены «дрова, на которые порубили эти леса».
    7.Процесс перегонки (развитие химии)
    8.Производство шелка (на ветках гусеницы тутового шелкопряда)
    9.Кавалеристкое седло (связано с развитием легкой конницы как маневренного вида войск)

    Сам процесс отгадывания принес много увлекательных минут. А какие у вас есть мысли по поводу данных изображений?
    Вот еще похожие изображения из книг того времени.

    Frontispiece to Vermis Sericus The Silkworm engraved by Theodor Galle 1571-1633

    The Development of the Mariners Astrolabe and the Discovery of America by Amerigo Vespucci 1454-1512 plate 19 from Nova Reperta New Discoveries engraved by Jan Collaert 1566-1628 c.1600


    Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...